| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВЕКА (реферат)

Элизабет Джонс, Бернадетт Ватсон, Джон Гарднер

(Материал опубликован: Elizabeth Jones, Bernadette Watson и John Gardner. "Organizational Communication: Challenges for the New Century". Journal of Communication, December 2004. P. 722-750.)

Исследования организационной коммуникации включает в себя широкий спектр подходов, методов и теорий, как сложившихся самостоятельно, так и позаимствованных из других научных дисциплин. В обзорной статье "Organizational Communication: Challenges for the New Century" рассматриваются различные подходы к пониманию организационной коммуникации, а также выделяются дальнейшие перспективы ее развития.

Данная работа состоит из нескольких частей. Вначале проводится сравнение различных определения понятия "коммуникация" применительно к организациям. Затем выделяют шесть "вызовов", или направлений (challenges) развития организационной коммуникации. Далее подробно рассматривается каждое из направлений, кроме того авторы дают рекомендации по теории и методологии исследований, а также отмечают растущее разнообразие типов организаций, которое следует принимать во внимание исследователям.

Прежде всего, авторы рассматривают три определения "организационная коммуникации". Изначально этот феномен понимался как средство, с помощью которого индивидуальная активность членов организации координируется и позволяет достичь организационных целей (Gardner, Paulsen и др.). Затем последовало определение организационной коммуникации как центрального процесса в организации (Weick). Новейшее понимание коммуникации находит выражение в ее трактовке как основания для создания организации (Iedema, Wodak, 1999). Организации постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим условиям, перестраивая свои структуры, что отражается и на процессах коммуникации: они одновременно и следуют за новыми организационными структурами, и способствуют их созданию. Многообразие типов организаций приводит к широкому пониманию коммуникации - от внутриличностной до массовой, поэтому предметное поле организационной коммуникации столь же широко, как и поле коммуникации в целом, что создает сложности для его изучения. Подходы в данной области пересматривались чаще, чем в любой другой области коммуникации. Авторы упоминают различные работы, в которых были предприняты попытки систематизировать концептуально-теоретические основания исследований в области организационной коммуникации. К примеру, в конце 1980-х гг. вышли две книги - Goldhaber & Barnett и Jablin, Putnam, Roberts & Porter. В них рассмотрены основные теории, тематика исследований, а также методы и возможности их использования. Кроме того, организационная коммуникация исследовалась в контексте теории социальной идентичности (social identity theory), истории организационной определенности/неопределенности (explicit and implicit history) и др

Авторы статьи, проанализировав широкую выборку работ (26 публикаций за последнее десятилетие - от 1993 до 2004 г.), утверждают, что, несмотря на различия, можно выделить шесть направлений развития исследований в области организационной коммуникации, которые представлены во всех современных работах. К этим направлениям относятся: актуализация инноваций в области теории и методологии; обращенность к этическим проблемам; переход в исследованиях от микроуровня, т. е. межличностной коммуникации, на более уровни социального и макросоциального порядков; исследования новых организационных структур и технологий; изучение коммуникации в условиях организационных перемен; рассмотрение разнообразия коммуникации и ее межгрупповых аспектов. Далее авторы рассматривают каждое направление в порядке очередности их появления в литературе.

1. Актуализация инноваций в области теории и методологии (innovate in theory and methodology). Отмечается, что следует расширять понимание организационной коммуникации за счет обращения к различным дисциплинам и теоретическим основаниям. Необходимо сохранять исследовательскую методологию, которая соединяет в себе эмпирические и теоретические (interpretive) методы. Вместо обзорных исследований надо больше обращаться к конкретным ситуациям в организациях. И никогда не стоит забывать о том, что организации состоят из различных групп.

2. Обращенность к этическим проблемам (acknowledge the role of ethics). В течение последнего десятилетия все больше исследователей стало фокусировать внимание на этике, которую Johannesen (2001) определяет как неотъемлемую часть процесса человеческой коммуникации. Deets предложил перейти от изучения управленческой основы организационной коммуникации к анализу альтернативных целей, в частности, социальных и политических последствий организационного поведения. Это проходит в рамках развивающейся в литературе об организациях дискуссии о социальной и корпоративной ответственности компаний. Кроме того, новые этические модели коммуникации должны рассматриваться во взаимосвязи с новыми организационными структурами, базирующимися на участии работников в принятии решений и др. Также перспективным является исследование взаимоотношений культурных, социальных ценностей организации и характерных для нее этических норм, в частности попытки выяснить, как процессы коммуникации влияют на соотношение культурных и организационных практик. Тут на одно из первых мест выходит кросскультурный аспект. Кроме того, авторы обращают внимание на переход от позитивистской парадигмы в исследовании организационной коммуникации к постмодернистской, которая сомневается, возможна ли независимая деятельность отдельных индивидов. Это делает еще более актуальными вопросы этики, проблемы разнообразия культурных практик.

3. Переход с микро- на макроуровень (move from microlevel to macrolevel issues). Межличностные отношения - наиболее исследованная область организационной коммуникации. Особенно это касается отношений между начальниками и подчиненными (subordinate relations), отмечает Wert-Gray. В конце 1980-х гг. начался переход от изучения микроуровня (межличностной коммуникации) на макроуровень (насколько коммуникация определяет структуру организации и ее внешнее окружение). И хотя по-прежнему в ряде исследований сохраняется тенденция к рассмотрению организационной коммуникации только как межличностную, авторы статьи подчеркивают, что в настоящее время была проведена значительная работа макроуровнем организационное коммуникации, и сейчас наблюдается переход к еще более высоким макроуровням (в частности, межорганизационные дискурсы и практики). Таким образом, продолжается изучение и микроуровня, и макроуровня. На микроуровне все больше внимания уделяется организационной идеологии, властным отношениям (power relations), деятельности по поддержке имиджа. И для их анализа рекомендуется на практике изучать реальные организации, а не моделировать ситуации. Однако существует и другая крайность - исследователь Gardner (2001) отмечает, что если чрезмерный акцент делается на исследование коммуникативных навыков, то из-за этого меньше внимания уделяется проблемным областям коммуникации на микроуровне. Следует изучать реальные ситуации на микроуровне, а анализ их проводить на макроуровне (a dialectic of micro-practice and macro-thinking), должна учитываться синергия организации и коммуникации. Кроме того, многие исследования содержат либо только теоретические изыскания, либо case-studies. Соединение этих двух подходов позволяет ставить новые проблемы, в частности, проследить влияние структурных и технологических изменений на организационные изменения и оптимизировать управление ими.

4. Исследования новых организационных структур и технологий (examine new organizational structures and technologies). Взаимосвязь коммуникации и новых технологий - одна из наиболее распространенных на настоящий момент областей научных исследований. Однако теории непосредственной коммуникации (face-to-face communication) обладают ограничениями, не позволяющими в полной мере раскрыть коммуникацию, опосредованную с помощью технологических новинок. В то же время, они позволяют сделать выводы о внедрении новых технологий в деятельность организаций и структурных переменах, которые оно вызывает. Менеджмент знаний, сетевые организации, коммуникация, опосредованная компьютером или Интернетом- изучение названных областей только выиграет, если будут использоваться теории межличностной и межгрупповой коммуникации.

5. Изучение коммуникации в условиях организационных перемен (understand the communication of organizational change). Перемены - неотъемлемый атрибут любой организации, и коммуникация - центральное звено процесса перемен, поэтому работники организации должны быть вовлечены в данный процесс. Это позволяет эффективнее управлять изменениями, как утверждают Lewis и Seibold (1998). И здесь на первый план выходит изучение коммуникации между различными группами в организации. То, о чем работники разговаривают и как они, выполняя свои профессиональные обязанности, тем самым и управляют организационными изменениями, - вот что влияет на перемены в организации.

6. Изучение коммуникации в условиях организационных перемен; рассмотрение разнообразия коммуникации и ее межгрупповых аспектов (examine diversity and intergroup communication). Значение внутри- и межгрупповой коммуникации возросло, когда организации перешли на органические или сетевые структуры, с большей ответственностью рабочих групп и многофункциональных проектных команд (task forces and cross-functional project teams). Было проведено много исследований универсальных групповых процессов, однако природа рабочих групп может быть как гомогенной, так и гетерогенной, зависящей от культурных и профессиональных характеристик участников. И круг работ, исследующих коммуникативные процессы с точки зрения внутригрупповой перспективы в контексте организации, достаточно узок (Gardner, 2001). Кроме того, так как группы являются связующими звеньями коммуникации в организациях, важен вопрос кросс-культурной коммуникации в них, и этот вопрос является одним из наименее изученных в организационной коммуникации. Также в дальнейшей разработке нуждается проблема организационной идентичности, позволяющая лучше понимать поведение занятых в организации.

Подводя итоги проделанной работы по обзору различных точек зрения в рамках основных направлений развития организационной коммуникации, авторы статьи утверждают следующее. Рассмотрев каждое направление, авторы предлагали свои варианты видения перспективы исследований. Прежде всего, следует расширить теоретические и методологические основания исследований, в частности, внимательно изучать контекст, а также применять теорию и методологию ко всем уровням исследования (multilevel research in context). Кроме того, при изучении внутригрупповой динамики авторы рекомендуют учитывать мнение и поведение всех выгополучателей организации (stakeholders) и обратить внимание на людей, имеющих право принимать решения в данной организации, на их коммуникативную компетентность. Это позволяет понять, какие факторы влияют на развитие организации, на формирование новых типов организаций, например виртуальной организации. В завершение статьи авторы замечают, что не только теории и методы предшественников влияют на взгляды исследователей организационной коммуникации, но и актуальная методологическая культура. И чтобы не упустить новые проблемы и направления, которые могут возникнуть, важно это осознавать.

Подготовила
Дина ПИСАРЕВСКАЯ,
Российский государственный социальный университет

    Материал опубликован в рамках совместного проекта Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и Международной коммуникативной ассоциации (ICA) "ОНЛАЙНОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЖУРНАЛЫ ICA ДЛЯ РКА". Подробнее о проекте: http://russcomm.ru/rca_projects/ica/

скачать статью в формате word Статья в Word

Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::