| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ИЗ ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ КОММУНИКОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКИ: ГАРОЛЬД ЛАССУЭЛЛ (1902-1978)

Гнатюк О.Л.
(Санкт-Петербург, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 11-20.

Если оценивать реальное значение научных идей американского политолога, социолога в области исследования массовой коммуникации Гарольда Дуайта Лассуэлла, то корректнее делать это в осмыслении его вклада не только в историю американской коммуникологии и коммуникативистики 20-60-х гг. прошлого столетия, а как классика мировой науки.

По словам Эверетта Роджерса, который справедливо полагает, что история коммуникаций, по существу, является историей социальных наук, Г.Лассуэлл был "основателем изучения пропаганды (его 3-х томная фундаментальная "Пропаганда и коммуникация в мировой истории"), создателем иследований текстов массовых коммуникаций при помощи метода контент-анализа, для чего он проанализировал 6 миллионов слов в периодических изданиях; с 1948 г. он стал всемирно известным благодаря опубликованию своей ранее описанной "пятивопросной" модели коммуникативного процесса: "Who says what in which channel to whom with what effects ?" [1, p.203].

Гарольд Дуайт Лассуэлл родился в 1902 году в городе Доннельсон, штате Иллинойсе, в семье пресвитерианского священника; его мать была преподавателем высшей школы. В 1918 г. в возрасте 16-ти лет он поступил в Чикагский университет, в котором именно к этому периоду уже сформировалась знаменитая "чикагская школа" социологии, в котором он был стипендиатом, и где в 1926 г. он защитил диссертацию, получив степень доктора политических наук. Его научным руководителем был Чарльз Мерриам (1874-1955), стоявший на методологических позициях бихевиоризма, и подтолкнувший его не только к изучению политического поведения (а не политических идей) в политологии, но и к исследованию пропагандистских материалов при помощи количественного метода анализа документов - контент-анализа.

Диссертация Г.Лассуэлла, в которой он собрал и обобщил огромный эмпирический материал - новостные факты из массовых изданий Швейцарии, Англии, Германии и Франции, была посвящена контент-анализу сообщений пропаганды во время первой мировой войны. В 1927 г. он был назначен доцентом политических наук Чикагского университета и опубликовал свою монографию "Техника пропаганды в мировой войне". В 1930 г. была опубликована его монография "Психопатология и политика", в которой была предпринята первая масштабная попытка применения психоаналитической теории к анализу поведения политических лидеров. В 1936 г. была опубликована его знаменитая книга "Кто достигает, что, когда, как", в которой он аргументировал свою главную идею о том, что политическая наука должна изучать власть, политическое поведение, политическую коммуникацию, распространение и воспроизводство политической символики, политическую пропаганду. В этом же году он был повышен в должности, став профессором Чикагского университета. В 1938 г. он ушел в отставку из Чикагского университета, дважды пытаясь безуспешно попасть в Нью-Йорк. В 1939 г. была опубликована его книга "Пропаганда мировой революции: Исследование Чикагской школы" (в соавторстве с Дороти Блументак). В 1939-1940 гг. Г.Лассуэлл был наиболее активным участником семинара по массовым коммуникациям, организованного Фондом Рокфеллера, и именно тогда, уже в 1939-1940 гг. описал процесс массовой коммуникации в виде однонаправленной "пятивопросной" модели: Who says what to whom via what channels with what effects?" (Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?) /правда, опубликована эта его "модель" была позже, в 1948 г. [7, p. 40].

В 1940-1945 гг. во время второй мировой войны он служил в качестве руководителя Экспериментального отдела по изучению коммуникаций военного времени, расположенного в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. После войны, в 1946 г. он был назначен и работал до 1972 г. профессором Школы права в Йельском университете, а также с 1952 г. - там же - профессором политических наук. В 1970 г. он получил звание заслуженного профессора и до 1972 г. работал в таком качестве в Городском университете в Нью-Йорке. В 1972 г. он получил звание заслуженного профессора Темпльского университета (Школы права), а также статус Алберт Швайцер - профессора международных отношений в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где и работал до 1976 г. В 1976-78 гг. он был избран Президентом Центра политических наук, Нью-Йорк. 18 декабря 1978 г. Гарольд Лассуэлл умер в Нью-Йорке" [2, p.205, 210].

Российским специалистам Г.Лассуэл известен прежде всего как политолог, представитель бихевиористского подхода к политической науке, и менее - как теоретик коммуникологии и коммуникативистики.

Под влиянием методологического плюрализма чикагской школы социологии при изучении социальных феноменов одним из первых в США он предлагал создать единую интегрированную политическую науку, ориентированную не только на чисто теоретические "библиотечные", а в первую очередь - на полевые исследования, что позволило бы ей более соответствовать потребностям политической практики. Так, в 1927 г. он шесть месяцев участвовал с Элтоном Мэйо, профессором Гарвардского университета, одним из основателей доктрины "человеческих отношений" - в его знаменитом "Хоторнском эксперименте". Согласно Г.Лассуэллу, в ХХ в. все науки являются политическими, поскольку они позволяют понять процесс и механизмы осуществления политики или предоставляют конкретные теоретические подходы и эмпирические данные, необходимые для принятия рациональных политических решений. По его мнению, политология и коммуникативные науки должны использовать не только методы эмпирической социологии, социальной психологии, но и психоанализа и психиатрии в изучении массовых коммуникаций, политической коммуникации, политического поведения и политической пропаганды.

Он полагал, что в ХХ веке политическую науку "в широком смысле следует рассматривать как орган самопознания и самосовершенствования человечества в процессе общекосмической эволюции", поскольку под воздействием технологических и коммуникационных революций возрастает взаимозавистимость всех форм общественной жизни, и в результате освоения космического пространства человечество соотносит себя с миром в целом. В этом смысле он ранее Ю. Хабермаса предлагал создать международный правовой порядок, способный служить утверждению человеческого достоинства, и подчеркивал ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни" [3, c.153].

Г. Лассуэлл был одним из первых политологов, который настаивал на введении психологии в политический анализ. Еще в 1928 г. он использовал свою стипендию Чикагского университета для разработки и исследования психиатрических интервью в Бостоне, изучая психоанализ З.Фрейда. Г. Лассуэлл по праву считается основателем "предметного поля" политической психологии, ключевые идеи которой (в том числе - психоананализ биографий политических лидеров) были изложены в его знаменитой книге "Психопатология и политика" (1930). Следует отметить, что эта монография Г. Лассуэлла появилась в печати ранее, чем книга "Изучение авторитета и семьи" (1936 г.) М.Хоркхаймера, одного из основателей Франкфуртской школы.

В своей "Психопатологии и политике" Г.Лассуэлл пришел к выводу, что причины политических и социальных явлений коренятся в индивидуальной психике, в самых глубинных и иррациональных ее пластах - в бессознательном, в подсознательно накопленных, скрытых политизированных чувствах, которые предопределяет политическое поведение и должны изучаться в аспекте политики. По его предположению, основой психоаналитического объяснения политического поведения является теория фрустрации, суть которой состоит в том, что бессознательные сексуальные мотивы (libido) с помощью "проекции", "замещения", "сублимации" (термины З.Фрейда) трансформируются в иные, в том числе и в политические желания. По Лассуэллу, борьба за власть - это лишь компенсация детской травмы; власть помогает преодолеть низкое самоуважение; власть объясняется в терминах компенсаторной теории политики. В книге "Психопатология и политика" (1930) он исследует психологию "искателей" власти - индивидов, готовых на все ради ее получения, вплоть до убийства или самоубийства в случае потери властных полномочий и постов. Наиболее важные детерминанты политического поведения он видит в глубинных, бессознательных слоях психики личности. Он предлагает оригинальную типологию политических деятелей по двум критериям: 1) исполнение той или иной политической роли; 2) особенности детского психосексуального развития. Таких подтипа три: агитатор, администратор, теоретик [4, c.123].

Исследуя элиты и "гарнизонное государство" (понятие Лассуэлла, введенное в 1937 г. накануне второй мировой войны), он указывал на опасность утверждения господства идеи "гарнизонного государства", т.е. такого общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Противоположностью "гарнизонного государства" является такое общество, в котором властвующую элиту представляют деловые круги. "Промежуточными" формами являются: 1) "государство, управляемое аппаратом партийной пропаганды"; 2) "государство, партийной бюрократии"; 3) различные сочетания монополий партийной и рыночной власти. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, по мнению Лассуэлла, как международных действий (например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем), так и изменений внутри социальный системы [5, c.152].

Именно в 1939-1940 гг., когда Г.Лассуэлл был самым активным участником научного семинара по массовым коммуникациям, организованного Фондом Рокфеллера, где он, используя свои научные разработки конца 20-х гг., касающиеся анализа пропаганды в период первой мировой войне, начал изучать не только единичные "акты" коммуникации, понимаемые как контакты, в которых сообщение проходит через определенные фазы от субъекта к объекту, но и важнейшие структурные компоненты процесса массовой коммуникации, и описал его сначала - как однонаправленную "пятивопросную" модель: Who says what to whom via what channels with what effects?", т.е. как:

1. Кто говорит ? - анализ управления коммуникативным процессом.

2. Что сообщает? - анализ содержания сообщений.

3. Кому ? - анализ аудитории.

4. По какому каналу ? - анализ средства.

5. С каким эффектом? - анализ результата: изменилось/не изменилось сознание и/или поведение реципиента.

Таковы, с точки зрения Г.Лассуэлла, имманентные процессу коммуникации его структурные компоненты, необходимо взаимосвязанные друг с другом. Опубликована эта "модель" была позже, в 1948 году [6].

Г.Лассуэлл рассматривал коммуникацию как сложный процесс, имеющий свои социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность: "как любой процесс коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения структуры и с точки зрения функции, иначе говоря, с позиции структурного и функционального анализа" [7]. Поскольку коммуникации пронизывают все формы жизни, функции социальной коммуникации очень схожи с процессами сигнализации и управления в живом организме и в животном мире, и важнейшей ее "эу-функцией" является поддержание равновесия любой системы.

Важно отметить, что важнейшим "вкладом" Г. Лассуэлла в работу семинара по массовым коммуникациям (сентябрь 1939 - июнь 1940) - этого первого в мире исследовательского центра, целью которого было изучение коммуникаций, и организованного Фондом Рокфеллера, был его анализ таких трех важнейших (и универсальных) социальных функций массовой коммуникации, как: 1) обозрение окружающего мира: "медиа расширяют горизонты познания индивида" - информационная функция; 2) корреляция с социальной структурой и "ответственностью" общества, воздействие на него и его познание через обратную связь - корреляционная функция, проявляющаяся также в объяснении и интерпретации информационных сообщений, в обеспечении поддержки существующим властям и господствующим нормам; 3) "трансмиссия" культурного наследия - познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культуры. Значение этих функций массовой коммуникациии в обществе Г.Лассуэлл "описал" в 1948 г. [8]. Впоследствии, начиная с 60-х гг., анализ основных социальных функций массовой коммуникации был дополнен К.Райтом (развлекательная), Д.Мак-Квейлом (мобилизационная), Р.Клоссом (рациональная - информирование, обучение; иррациональная - давление, манипулирование, реклама, пропаганда; социальная психотерапия - релаксация) и др.

Г.Лассуэлл считал, что коммуникации присущи любому феномену социальной жизни, пытался дать целостное описание массово-информационных процессов и их циркуляции, а введя в структуру коммуникативного процесса такой его важнейший элемент, как "эффект" (неотделимый от анализа аудитории и канала), он - одним из первых в американской коммуникативистике - поставил вопрос об управлении массовым сознанием (массовыми представлениями, ожиданиями, иллюзиями, заблуждениями). Он пришел к выводу, что социологический анализ именно массовых иллюзий, ожиданий и представлений полнее всего раскрывает природу и специфику общественного сознания и общественного мнения, чем изучение его систематизированных духовных образований (идеологий). Поэтому он считал особенно важным изучение "реального", "практического", "массового", "разлитого" сознания.

Модель Г. Лассуэлла, разработанная им в 1939-40 гг. и опубликованная в 1948 г., сегодня "хрестоматийно" называется линейной, "однонаправленной", бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция); ее критиковали не только за "линейность", "направленность" в одну сторону, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель (анализ цели предполагает связь результата с намерениями коммуникатора, в том числе - с идеологическими). Все это так, но в после войны, в 40-е годы, когда в научный оборот коммуникологии и коммуникативистики лишь входили кибернетическая модель коммуникативного процесса с обратной связью Н. Винера, модели "двух"- и "n-ступенчатого" "потоков информации", "пятивопросная" модель Г.Лассуэлла была теоретически и практически востребованной для описания процессов различных видов массовых коммуникаций, в том числе - пропагандистских, рекламных, маркетинговых коммуникаций, политического пиара, пиар-кампаний, рассчитанных на массовую аудиторию; она весьма широко использовалась в практике СМК, СМИ и в социологии массовой коммуникации. В соответствии с этой моделью, ставшей схемой для построения учебных курсов и хрестоматий по массовой коммуникации, в ней изучаются: 1) коммуникатор (инстанция, организующая и контролирующая процесс массовой коммуникации); 2) сообщения (контент-анализ); 3) технические средства; 4) аудитория (ее количественно описываемые социальные и социально-психологические характеристики; 5) результаты (изменения в сознании аудитории) [9].

Следует отметить, что в 1967 г. на Международной конференции в Индии в своем докладе, посвященном сравнительному анализу социальных процессов, Г.Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую "пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами": "кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом" [10].

Впервые Г.Лассуэлл использовал метод контент-анализа для изучения сообщений пропаганды периода первой мировой войны уже в середине 20-х гг. (например, в 1925 г. он проанализировал содержание немецких школьных учебников на предмет выявления в них ссылок на национальных военных героев, вклад Германии в науку, "неполноценность" иностранцев и т.д.), систематизировал свои исследования о сущности пропаганды, политических мифов и значении использования контент-анализа в своей докторской диссертации (1926) и в монографии "Техника пропаганды в мировой войне" (1927), а позже - в многочисленных публикациях по проблемам пропаганды и контент-анализа середины 40-х гг. В сотрудничестве с С.Пул и Д.Лернером он исследовал более 20.000 редакционных статей в наиболее престижных газетах американских и зарубежных газетах.

Известно, что основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации (содержания сообщений массовой текстовой информации) в количественные показатели, на язык счета. В качестве смысловых, т.е. качественных единиц анализа Г.Лассуэлл предложил понятия, "изучение элит" (персоналий политических лидеров и деятельности правительств), достижения в экономике (это применялось им в контент-анализе советских газет для книги "Пропаганда мировой революции", 1939), символы, поскольку "символические отношения организуют отношения между людьми". Выделяя в качестве основных смысловых единиц понятия, термины и символы возможно, по его мнению, обнаружить не только некоторые закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, но и главные мотивы и даже скрытые намерения коммуникаторов. Так, используя символ как важнейшую аналитическую единицу контент-анализа, Г.Лассуэл во время второй мировой войны применил этод метод для анализа текстов американской газеты "Истинный американец" и доказал, что она является профашистской, что послужило основанием для ее запрещения" [11, p.126-127].

Огромное значение в научных исследованиях Г.Лассуэлла имеют проблемы пропаганды, ее сущности, особенностей и структуры конструктов пропагандистских материалов. Уже в 1927 г. он определяет пропаганду как "управление коллективными аттитьюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами". Она не может быть "плохой" или "хорошей" и квалифицироваться в терминах этики. Пропаганда есть попытка изменить воззрения людей; она есть "массовое убеждение"; ее цель - насаждать политическую мифологию. Пропаганда для него - это политика и вид оружия - более "экономного", чем традиционные: это "инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Ее цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство" [12, p. 213-214]. Действительно, во время второй мировой войны СМИ стали использоваться как технологии психологической войны. В наставлении вооруженным силам США - "Введении в психологическую войну" - появились понятия "белой" пропаганды (рассчитана на "своих", распространяется и признается источником или его официальными представителями), "серой" пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и "черной" пропаганды (направлена на "врага", выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный) [13, c.250].

Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г.Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как "совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства". Политический миф - это не только "иррациональное", принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г.Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как "креденда" и "миранда", в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. "Креденда" (доверие) - это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. "Миранда" (мираж, сверхъестественное) - это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербалику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, "креденды" и "миранды" осуществляется политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика - т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика) [14, p. 84-99].

Сегодня результаты научно-исследовательской деятельности Г.Лассуэлла представляют собой классическое наследие не только для политологов, политических психологов, социологов, но и для специалистов по социологии и психологии массовой коммуникации, социологии и психологии пропаганды.

Литература

  1. Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. A Biographical Approach. New York, London, Toronto, Sydney, Singapore. 1997
  2. См.: Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. A Biographical Approach. N.-Y., L., Toronto, Sydney, Singapore. 1997
  3. Терин В.П. Лассуэлл Г. // Современная западная социология. Словарь. М., 1990
  4. См.: Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. N.-Y., 1997. Р.208-209; Азаров Н.И. Психология личности и масс // Социально-политический журнал. 1997. № 2
  5. См.: Терин В.П. Лассуэлл Г. // Современная западная социология. Словарь. М.,1990
  6. См.: Lasswell H. Structure and Function of Communication in Society / Bryson J.(ed.).The Communication of Ideas. N.Y.: The Free Press, 1948
  7. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971
  8. См.: Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. N.-Y., 1997 ; Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997
  9. См.: Современная западная социология. Словарь. М.,1990. С. 180; Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник. 2-е изд. Новосибирск, 1995
  10. Lasswell H. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Science and Culture. 1967. Vol. 33. No 4
  11. См.: Lasswell H. Analysing the Content of Mass Communication: A Brief Introduction. N.Y., 1942; Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. N.-Y., 1997. Р.213, 228; Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1972.
  12. Rogers E.M. A Histоry of Communication Study. N.-Y., 1997
  13. См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000
  14. См.: Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971

Abstract
O.L.Gnatyuk
From the history of ameriсan communication science and media studies: (Harold D.Lasswell (1902-1978)
The article explores contributions of Harold D.Lasswell (1902-1978) to communication study : 1) the significance of his five-questions model of communication; 2) his explication of the three functions of mass communication; 3) his definitions of "propaganda", "political myth" and its structure; 4) his content analysis of propaganda messages; 5) his psychoanalytic study of political leaders. Besides, the article presents major events in the career of H.Lasswell.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Гнатюк Ольга Леонидовна
    доктор социологических наук,
    профессор кафедры политологии
    Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::