| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ТЕРМИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И ПИСАТЕЛЬСКОМ СЛОВАРЕ

Карпова О.М.
(Иваново, Россия)

Статья опубликована:
Карпова О.М. Термины в художественном тексте и писательском словаре // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.1 - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.188-190

Во все времена перед художественной литературой стояла задача раскрывать в первую очередь проявления человеческого духа (любовь, дружбу, верность), а не тонкости профессиональных знаний. Бывшие некогда в истории случаи и попытки, когда автор не чувствовал меры в изложении профессиональных сторон жизни своих героев, как правило имели место в ущерб художественной ценности произведения. Достаточно привести такие примеры, как: "Цемент" Ф. Гладкова, "Электросталь" М. Шагинян. Ссылки же на Шекспира, Леонардо да Винчи, Ломоносова не столь убедительны, поскольку в средневековье не было четкой, профессиональной дифференциации: человек был ближе к природе. В этой связи, удивительно, но в общем объяснимо наличие высокопрофессиональных знаний в целом ряде предметных областей у некоторых авторов.

Как известно из ряда исследований, Шекспир был признан специалистом в более чем девятнадцати отраслях знаний и областях деятельности: медицине, этике, эстетике, морском и военном деле и т.д. Эти аргументы в свете шекспировского вопроса скорее говорят в пользу гипотезы о том, что автором шекспировских произведений был не один человек, ибо трудно с позиций современного читателя предполагать такой энциклопедизм у одного человека. Любой национальный язык с точки зрения материальных носителей един. Большинство слов в языке для общих целей (language for general purposes) в то же время используется и в языке для специальных целей (language for special purposes), однако в специфических значениях, присущих той или иной предметной области (Karpova, Averboukh, 2001). При идентичности материальной формы функционально эти термины различны, как различны выражаемые ими значения, поскольку для раскрытия значения термина в языке для общих целей (LGP) достаточно толкования, а для термина в языке для специальных целей (LSP) необходимо строгая дефиниция (Karpova, Averboukh, 2002).

И тем не менее в истории шекспировской лексикографии, истоки которой восходят к XYII веку, наряду со справочниками ко всему творчеству и отдельным произведениям писателя (Карпова, 2002) существует группа специальных словарей, фиксирующих и обрабатывающих терминологическую лексику из произведений великого писателя (Beisley, 1864; Jensen, 1969; Ryden, 1978; Rubinstein, 1986). Принципы их построения и особенно лексикографическая обработка терминов во многом отличается от обычных словарей для специальных целей.

Однако, прежде чем обратиться к рассмотрению шекспировских терминологических словарей необходимо указать на основные различия между обычным и писательским терминологическим словарем. Специфической чертой последнего, безусловно, является отражение реалий и понятий определенной эпохи. Словарь же для специальных целей, как он чаще называется в современной лексикографии, включает термины определенной отрасли знания в системе, поскольку основной принцип современного терминоведения состоит в системном подходе к изучаемой терминологической области. В рамках этого подхода, который состоит в единстве системы и метода, специальная терминология рассматривается как величина, все элементы которой организованы в систему. Отбор же терминов в писательский словарь имеет совершенно иной характер. Он направлен прежде всего на решение художественных задач, которые автор ставит в тексте.

Одним из наиболее удачных терминологических словарей признан "Глоссарий морских терминов Шекспира", составленный А. Фалконером и опубликованный в 1961 г. (Falcоner, 1961), в котором писатель предстает как настоящий профессионал в морском деле. Многие шекспироведы отмечают, что сцены морского боя, устройство корабля в таких произведениях, как "Генри VI", "Отелло", "Антоний и Клеопатра", "Буря" описаны технически верно. Более того, А.Фалконер отмечает в предисловии к своему справочнику, что его словарь послужил основой для составления словаря морских терминов XVI века (Falcоner, 1961, с. iх).

Среди писательских словарей такого типа можно также назвать словари названий монет, растений, астрономических терминов и некоторые другие (Карпова, 1987, стр.114-120). Однако, на мой взгляд, особого внимания заслуживают словари названий растений из произведений Шекспира, которые имеют большую ценность не столько как собрание ботанических терминов, сколько ключ к раскрытию понимания языка цветов, который в эпоху Ренессанса имел свое специфическое значение.

Герои произведений Шекспира использовали различные цветы как символы любви, дружбы, добра, предательства, поддержки и т.п. Современному читателю не всегда понятен язык цветов, который органично воспринимался шекспировскими современниками. Вот почему особенно в настоящее время так необходимы словари, раскрывающие значения этих слов. Они интересны не только носителям языка, для которых язык Шекспира труден для понимания и особенно в оригинале. Эти словари имеют важное значение, в первую очередь, для переводчиков произведений Шекспира на другие языки, поскольку вплоть до настоящего время, по утверждению авторитетных шекспироведов, наблюдаются искажения смысла из-за ошибок в переводе, вызванных неверной интерпретацией шекспировского словоупотребления. Тем более это утверждение справедливо в отношении интерпретации языка цветов эпохи Ренессанса.

Первым еще в XIX веке на необходимость толкования значения растений в произведениях Шекспира обратил внимание английский лексикограф С. Бейсли (Beisley, 1864). Он отобрал в свой словарь только те названия цветов, которые показались ему наиболее интересными, что характерно для всех лексикографов того времени, когда отбор в словари языка писателей носил субъективный характер. С. Бейсли создал скорее терминологический глоссарий, где каждый термин имел краткое толкование, однако в структуре отсутствовали какие-либо пометы за исключением грамматических.

Долгое время, несмотря на неугасающий интерес лексикографов к языку Шекспира, к описанию ботанических терминов в произведениях писателя никто не рискнул обратиться и только в 1978 г Ф. Райден издал небольшой терминологический словарик, включающий эту группу лексики (Ryden, 1978).

Трудность лексикографической обработки этих слов можно объяснить тем фактом, что специальная терминологическая область (в данном, случае, ботаническая) вызывает недостаточное понимание у самого лексикографа, который должен интерпретировать входные единицы словника как термины, функционирующие в художественном тексте. И хотя Шекспир, вероятно, заимствовал эти значения у авторов прошлого, развитие терминологического значения слова как ботанического термина можно проследить лишь в контексте, обратившись к тексту произведения, вот почему все словарные статьи содержат иллюстративные примеры из произведений великого англичанина.

Автор словаря, принимая во внимание системный подход к современной терминологии, представляет названия растений из шекспировских текстов в системе, где каждый элемент терминологического поля связан друг с другом и занимает в ней свое определенное место. Иными словами, каждый термин существует только в системе терминов. Видимо, по этой причине автор словаря представил все термины в идеографическом порядке.

Уникальной в своем роде представляется и группа словарей сексуальных терминов (Partridge, 1948; Rubinstein, 1986; Williams, 1997). Эта группа лексики весьма важна для шекспировского творчества, не случайно самым высокочастотным словом у Шекспира признано слово love, поскольку тема любви превалирует у Шекспира, о любви написаны почти все его произведения. Однако многие эротические сцены казались и кажутся читателю весьма откровенными, что уже в ХIХ веке заставило многих (даже английских) издателей шекспировских сочинений убрать такие места, чтобы Шекспира могли читать школьники. Об этом пишет автор словаря эротической лексики Уильямс в предисловии к своему словарю (Williams, 1997, с. 9).

Более того, в некоторых странах, например, Испании и в бывшем Советском Союзе переводы шекспировских произведений во многом отличались от оригинала именно в области перевода эротических и любовных сцен. Вот почему так возрастает роль современных словарей такого рода, которые во многом приоткрывают истинное значение многих слов, их вторичную номинацию.

Лексикографическая обработка сексуальных терминов, встречающихся в произведениях Шекспира, дает обширный материал для изучения их функций и индивидуальных особенностей в авторских текстах. Сравним две словарные статьи из "Глоссария сексуальных терминов Шекспира" (Williams, 1997) и обычного специального словаря терминов такого рода (Goldenson, R. et al., 1987).

1. KISSING

the act of making contact with the lips, as a form of greeting, expression of affection, sexual desire, love, friendship, or reverence. Kissing the mouse or other parts of the partner's body represents major steps in sexual arousal. However, kissing is somewhat less then universal because it is not generally found among the Ainu, Okinawans, Andamanese, Vietnamese, Somali, Lepcha, Cewa, and Siriono.

См. также словарные статьи на: kissing disease, kissing the bride

(Goldenson, R. et al., 1987).

2. KISS copulate with In MWW I.i.106, Falstaff jokes about not having 'kissed your keeper's daughter'. The clown in AW I.i.i.49 argues that 'he that kisses my wife is my friend', thereby saving the husband bed-labour. The player queen (Ham. III.ii.175) declares : 'A second time I kill my husband dead When second husband kisses me in bed'. Cleopatra's sexual jealousy extends into the hereafter (A&C V.ii.296): 'If she first meet the curled Antony He'll make demands of her, and spend that kiss Which is my heaven to have'. The problem of deciding between osculation and copulation as Rosalind's meaning in AYLI Epilogue is a concluding touch to the sexual ambiguity of the play. She emphasizes that 'It is not the fashion to see the lady the epilogue'. But she then proceeds to remind the audience that she is no lady but a boy-actor: 'If I were a women I would kiss as many of you as had beards that pleased me'. C.mell The Fr. baiser had similar C16 currency, perhaps giving point to Alice's 'I cann't tell wat is baiser en Anglish'.

(Williams, G., 1997).

Как видно из примера, характер и объем энциклопедической информации, включенной в толкование термина в писательском терминологическом словаре, определяется прежде всего контекстом его употребления в произведении и теми признаками называемого словом понятия, которые существенны прежде всего для данного употребления термина, а не для научного знания.

Иными словами, признаки называемого словом понятия, существенные для научного знания, в бытовых представлениях о предмете или явлении действительности присутствуют в обобщенном и упрощенном виде. Определение термина в писательском словаре не может поэтому отличаться от толкования в специальных словарях, а нередко и в словарях общелитературного языка, которые вынуждены учитывать данные употребления слова в разных функциональных стилях.

Эта же картина наблюдается и при сравнении других словарных статей в терминологическом писательском и специальном словаре для специальных целей. Сравним следующие примеры из обычного и писательского словаря:

3. Pleasure (centers) brain areas that control the experience of pleasure. Rats and other animals that have been conditions to press a lever producing electric stimulation of portions of the thalamus, hypothalamus, and mesencephalon (midbrain) experience such intense pleasure that they will repeat the maneuver as many times as 5,000 times an hour, and will not take time to eat even when starving. Similar centers in human beings have not yet been precisely identified, though it is believed that they exist in the same general area.

(Goldenson, R. et al., 1987).

Как видно из приведенных выше примеров, определение термина в писательском словаре (нетерминологическое окружение), безусловно, отличается от такового в справочнике для специальных целей. Г. Уильямс включает в микроструктуру словаря большое количество цитат из различных произведений писателя, которые во многих случаях яснее представляют значение, которое вложил в творчество сам Шекспир, чем само толкование:

4. PLEASURE sexual delight. Desdemona's 'My heart's subdued Even to the very quality of my lord' (Oth I.iii.250) follows F; Q has for 'very quality' the more sensuous 'vtmost pleasure'. Posthumus (Cym II.v.9) discusses his wife's seeming chastity: 'Me of my lawful pleasure she restrained, And prayed me oft forbearance; did it with A pudency so rosy . . . that I thought her As chaste as unsunned snow' (q.v.); but at I.vi. 137 Giacomo had proposed adultery to her: 'I dedicate myself to your sweet pleasure.' The lover in 'Shall I die?' 37 relates how 'at last We sat to repose us for pleasure'. Antony (A&C II.iii.37) makes his sexual preferences clear: 'though I make this marriage for my peace, I'th' East my pleasure lies.' Son 58's 'times of pleasure' suggest infidelities. The king (LrQ xx.114 = IV.v.116) perceives sexual hypocrisy in 'yon simp'ring dame . . . That minces virtue, and does shake the head To hear of pleasure's name'; varying that proverb (Tilley M553) which appears in Per i.135 (I.i.93): 'Few love to hear the sins they love to act' (cf.sin). See draw, playfellow.

(Williams, G., 1997).

Лексикографическая обработка терминов в авторском словаре: развернутое толкование, подкрепленное иллюстративными примерами из шекспировских произведений (с указанием их адреса в авторском тексте), дает и обширный материал для изучения функций и особенностей употребления этого пласта лексики в художественном произведении и во всем творчестве писателя.

Анализ терминологических словарей двух типов выявил широкий круг вопросов, связанных с принципами формирования их макро- и микроструктуры, а именно: критерии отбора терминов в корпус , набор помет, иллюстрирование примерами и т.п. Развитие этой области лингвистики показывает явные междисциплинарные связи (лексикологии, терминоведения, лексикографии). Проблема отражения и сравнения различных слоев авторского словоупотребления, включая термины (что тесно связано с о индивидуально-авторскими особенностями языка писателя) включены в сферу теоретических и практических исследований в области лексикографии в целом, и писательской, в частности.

Новые достижения в этой области будут зависеть от интереса лексикографов к толкованию не только индивидуально-авторских особенностей языка и стиля писателя, но и к функционированию в художественном тексте большого числа терминов, представляющих такие отрасли человеческого знания, как медицина, астрономия, военное дело.

    Библиографический список:

  1. Карпова О.М. Из опыта терминологической лексикографии языка английских писателей.//Иностранные языки в высшей школе. Вып.19. М., 1987, с.114-120.
  2. Карпова О.М. Современная картина шекспировской лексикографии.//Лексика и лексикография, Вып.13. М, 2002. стр. 49-61.
  3. Karpova O. , Averboukh K. Terms in Literary Discourse with Special Reference to Shakespeare. //The 13-th European Symposium on Language for Special Purposes "Porta Scientiae" August 20-24, 2001. Vaasa.
  4. Karpova O. , Averboukh K. Terms in Literary Discourse with Special Reference to Shakespeare. //Лексика и лексикография, Вып.13. М, 2002, стр. 116-124.
  5. Beisley, S. Shakespeare's Garden or the Plants and Flowers Names in Shakespeare's Works, Described and Defined. L., 1864.
  6. Falkoner, A. Glossary of Shakespeare's Sea and Naval Terms Including Gunnery. L., 1965.
  7. Goldenson, R. et al. The Wordworth Dictionary of Sex. Ware, Hertfordshire,1987.
  8. Jensen, J. Glossary of John Dryden Critical Terms. Minneapolis, 1969.
  9. Partridge, E. Shakespeare's Bawdy. A Literary and Psychological Essay and a Comprehensive Glossary. N.- Y.,1948.
  10. Rubinstein, F. A Dictionary of Shakespeare's Sexual Puns and Their Significance. L., 1986.
  11. Ryden, F. Shakespearean Plant Names: Identifications and Interpretations // Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm Studies in English. Stockholm, 1978.
  12. Williams, G. A Glossary of Shakespeare's Sexual Language. L., 1997.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Карпова Ольга Михайловна
    Ивановский государственный университет, проректор по связям с общественностью,
    кафедра английской филологии, заведующая, профессор,
    доктор филологических наук



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::