|
|
|
|
|
|
ПАРАДИГМА КОНСТРУКЦИОНИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОММУНИКАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Клягин С.В.
(Москва, Россия)
Современные исследования коммуникации отличаются многообразием объектно-предметных оснований, вариативностью методов и эпистемологических статусов реализуемых образовательных, профессиональных и научных проектов. Лаконичной и эвристически емкой формой отображения и структурирования указанного многообразия является парадигмальный подход к научно-познавательной деятельности, когда процесс и результаты исследования трактуются в аспекте преобладающих теоретических моделей, концептуальных схем исследования, образцов постановки и решения исследовательских задач.
Парадигмальный подход позволяет характеризовать и современные исследования коммуникации. Их содержание зачастую локализуется в рамках идей конструкционизма. При этом подчеркивается, с одной стороны, производный характер коммуникативных связей и отношений от деятельности различных социальных субъектов, а с другой стороны, открытость коммуникации, ее динамизм, опосредованность языком, знаково-символическими системами культуры и используемыми в жизни общества дискурсивными практиками.
Парадигма конструкционизма в исследованиях коммуникации актуализируется несколькими основаниями. Первое. Конструкционистские подходы к трактовкам коммуникации широко распространены в современной социальной философии и социологии и представлены рядом исследовательских направлений. К ним относятся: субъектно-ориентированные концепции в рамках классических социальных теорий (вторая половина 19 в. - начало 20 в.) Л.Уорда, Г.Тарда, Ф.Тенниса, М.Вебера; неоклассические социальные теории (30-60е годы 20 века), представленные в учениях о социальном действии и о структурно-функциональной структуре общества Ф.Знанецкого, Г.Беккера, Т.Парсонса; неклассические и постмодернисткие концепции (60-90е годы 20 века), авторами которых являются Ю.Хабермас, Н.Луман, П.Бурдье, Э.Гидденс. [Резник Ю.М., 1999, С.16-42]. Второе. Конструкционизм является влиятельным направлением в современных, прежде всего западных, коммуникатологических исследованиях. Оно основывается на использовании системного подхода для анализа коммуникации, на трактовках коммуникации как социального процесса, причем с учетом подвижности в нем меры социологических и психологических параметров [Матьяш О.И., 2002, С.36-47]. Третье. Парадигма конструкционизма задается общим содержанием культурно-исторической динамики и, как следствие, современными социокультурными и социально-производственными контекстами. Проблематизация классической культуры модерна, механистических и индустриальных схем производственной деятельности порождает альтернативы, где заданность и воспроизводство заменяются инноватикой конструктивного действия, а в практических подходах на смену функциональной аналитике приходит синтез системного мышления. [Акофф Р., 2002, С.10-62]
Методологические возможности парадигмы конструкционизма в исследованиях коммуникации определяются, прежде всего, инструментальной ориентированностью соответствующих трактовок феноменов коммуникации (то, что описывается как конструкция, более пригодно для методически оправданной реализации). В рамках указанной парадигмы, отчасти, решается важная для образовательной деятельности проблема связи теорий коммуникации и профессиональных коммуникативных практик.
Принципиально важно, что методологический потенциал конструкционизма раскрывается также в возможностях взаимодействия в настоящее время западной и отечественной интеллектуальных традиций изучения коммуникации. Если на Западе конструкционизм является только одним из целого ряда влиятельных исследовательских направлений, то в научно-образовательном пространстве России и стран СНГ эта парадигма преобладает, что предопределяется специфическими методологическими установками постсоветской философии и особенностями подбора кадров многих вновь созданных в российских вузах коммуникативных кафедр.
Ограничения применения парадигмы конструкционизма в исследованиях коммуникации имеют социокультурную природу. "Человек социален, но не весь", - напоминал еще Ф.М.Достоевский. Искусственное, сконструированное в коммуникации и ее теоретических описаниях неизбежно наталкивается на экзистенциальную неопределенность существования человека, образность и метафоричность средств коммуникации, нетеоретичность ее новейших исследовательских дискурсов.
Амбивалентность методологических возможностей конструкционизма в исследованиях коммуникации снимается неклассическими общенаучными подходами, где действие рассматривается как поступок, проявленное и ставшее в коммуникации получает приоритет над сделанным, реальность схем и алгоритмов коммуникационного взаимодействия дополняется бытием коммуникативных смыслов и ценностей. В свою очередь, организационными академическими предпосылками указанных подходов мог бы стать диалог североамериканской и европейской, в частности российской, образовательных и культурных традиций в исследованиях коммуникации.
Литература:
- Акофф Р. Акофф о менеджменте. СПб., 2002
- Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование// Сибирь. Философия. Образование. 2002. №6.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: социальная эпистемология. М., 1999.
Статья в Word
Сведения об авторе:
КЛЯГИН Сергей Вячеславович,
член Редакционного Совета РКА
Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории, политологии и права,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
e-mail: klyagin@umail.ru
Личная страница на RUSSCOMM.RU:
www.russcomm.ru/rca_office/members/klyagin.shtml
Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу
| |