| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ПАРАДИГМА КОНСТРУКЦИОНИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОММУНИКАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Клягин С.В.
(Москва, Россия)

Современные исследования коммуникации отличаются многообразием объектно-предметных оснований, вариативностью методов и эпистемологических статусов реализуемых образовательных, профессиональных и научных проектов. Лаконичной и эвристически емкой формой отображения и структурирования указанного многообразия является парадигмальный подход к научно-познавательной деятельности, когда процесс и результаты исследования трактуются в аспекте преобладающих теоретических моделей, концептуальных схем исследования, образцов постановки и решения исследовательских задач.

Парадигмальный подход позволяет характеризовать и современные исследования коммуникации. Их содержание зачастую локализуется в рамках идей конструкционизма. При этом подчеркивается, с одной стороны, производный характер коммуникативных связей и отношений от деятельности различных социальных субъектов, а с другой стороны, открытость коммуникации, ее динамизм, опосредованность языком, знаково-символическими системами культуры и используемыми в жизни общества дискурсивными практиками.

Парадигма конструкционизма в исследованиях коммуникации актуализируется несколькими основаниями. Первое. Конструкционистские подходы к трактовкам коммуникации широко распространены в современной социальной философии и социологии и представлены рядом исследовательских направлений. К ним относятся: субъектно-ориентированные концепции в рамках классических социальных теорий (вторая половина 19 в. - начало 20 в.) Л.Уорда, Г.Тарда, Ф.Тенниса, М.Вебера; неоклассические социальные теории (30-60е годы 20 века), представленные в учениях о социальном действии и о структурно-функциональной структуре общества Ф.Знанецкого, Г.Беккера, Т.Парсонса; неклассические и постмодернисткие концепции (60-90е годы 20 века), авторами которых являются Ю.Хабермас, Н.Луман, П.Бурдье, Э.Гидденс. [Резник Ю.М., 1999, С.16-42]. Второе. Конструкционизм является влиятельным направлением в современных, прежде всего западных, коммуникатологических исследованиях. Оно основывается на использовании системного подхода для анализа коммуникации, на трактовках коммуникации как социального процесса, причем с учетом подвижности в нем меры социологических и психологических параметров [Матьяш О.И., 2002, С.36-47]. Третье. Парадигма конструкционизма задается общим содержанием культурно-исторической динамики и, как следствие, современными социокультурными и социально-производственными контекстами. Проблематизация классической культуры модерна, механистических и индустриальных схем производственной деятельности порождает альтернативы, где заданность и воспроизводство заменяются инноватикой конструктивного действия, а в практических подходах на смену функциональной аналитике приходит синтез системного мышления. [Акофф Р., 2002, С.10-62]

Методологические возможности парадигмы конструкционизма в исследованиях коммуникации определяются, прежде всего, инструментальной ориентированностью соответствующих трактовок феноменов коммуникации (то, что описывается как конструкция, более пригодно для методически оправданной реализации). В рамках указанной парадигмы, отчасти, решается важная для образовательной деятельности проблема связи теорий коммуникации и профессиональных коммуникативных практик.

Принципиально важно, что методологический потенциал конструкционизма раскрывается также в возможностях взаимодействия в настоящее время западной и отечественной интеллектуальных традиций изучения коммуникации. Если на Западе конструкционизм является только одним из целого ряда влиятельных исследовательских направлений, то в научно-образовательном пространстве России и стран СНГ эта парадигма преобладает, что предопределяется специфическими методологическими установками постсоветской философии и особенностями подбора кадров многих вновь созданных в российских вузах коммуникативных кафедр.

Ограничения применения парадигмы конструкционизма в исследованиях коммуникации имеют социокультурную природу. "Человек социален, но не весь", - напоминал еще Ф.М.Достоевский. Искусственное, сконструированное в коммуникации и ее теоретических описаниях неизбежно наталкивается на экзистенциальную неопределенность существования человека, образность и метафоричность средств коммуникации, нетеоретичность ее новейших исследовательских дискурсов.

Амбивалентность методологических возможностей конструкционизма в исследованиях коммуникации снимается неклассическими общенаучными подходами, где действие рассматривается как поступок, проявленное и ставшее в коммуникации получает приоритет над сделанным, реальность схем и алгоритмов коммуникационного взаимодействия дополняется бытием коммуникативных смыслов и ценностей. В свою очередь, организационными академическими предпосылками указанных подходов мог бы стать диалог североамериканской и европейской, в частности российской, образовательных и культурных традиций в исследованиях коммуникации.

    Литература:

  1. Акофф Р. Акофф о менеджменте. СПб., 2002
  2. Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование// Сибирь. Философия. Образование. 2002. №6.
  3. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: социальная эпистемология. М., 1999.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    КЛЯГИН Сергей Вячеславович,
    член Редакционного Совета РКА
    Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории, политологии и права,
    доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
    e-mail: klyagin@umail.ru
    Личная страница на RUSSCOMM.RU:
    www.russcomm.ru/rca_office/members/klyagin.shtml



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::