| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОБЩЕНИИ
(Аннотация к статье на английском языке)

Матьяш О. И.
Indiana University Purdue University Indianapolis

Данная статья представляет собой краткое описание исследования, анализирующего речевые взаимодействия и коммуникативную компетентность российских специалистов в ситуациях организационно-делового общения. Структура анализа включает три исследовательских вопроса:

1. Какие вербальные коммуникативные тактики использовали российские специалисты для обсуждения своих организационных проблем в конкретных коммуникативных ситуациях?

2. Какие уровни коммуникативной компетентности были при этом продемонстрированы? То есть, насколько конструктивно и эффективно, использовали участники ситуаций различные коммуникативные тактики для координации своих действий в достижении желаемых результатов?

3. Какие наиболее общие коммуникативные проблемы выявились в рассматриваемых коммуникативных ситуациях, что могло бы составить предмет организационного консультирования и тренинга в дальнейшем?

Проанализированы три коммуникативные ситуации - обсуждения организационных проблем - в двух сибирских организациях. Одна организация - отдел автоматических систем управления (АСУ) крупного металлургического комбината; другая - институт повышения квалификации. В двух первых ситуациях участниками были инженеры и руководители АСУ, в третьей ситуации - преподаватели и администрация института.

Методологию исследования составил так называемый "смешанный подход" (mixed method), основанный на использовании количественных и качественных методов исследования (quantitative and qualitative research methods). Первая часть исследования представляет собой статистический контент-анализ, выявляющий, какие виды речевых актов, или иначе коммуникативные тактики, применялись в каждой из ситуаций, в частности, кто из участников и как часто использовал вопросы-прояснения, пояснения, парафраз, суммирование или такие метакоммуникативные тактики, как вербальное определение речевых актов, определение цели текущей ситуации, определение текущей ситуации в целом, определение взаимоотношенческих аспектов ситуации, дисклеймеры, etc.

Вторая часть исследования - критический анализ этих же ситуаций, выявляющий, насколько эффективно (или неэффективно) участники использовали те или иные коммуникативные тактики для достижения желаемых результатов. Результатом анализа явилась оценка коммуникативной компетентности участников по трем уровням: минимальному, удовлетворительному и оптимальному.

Коммуникативная компетентность рассматривается в данном исследовании как способность участника общения координировать собственные речевые действия с действиями коммуникативных партнеров в соответствии с выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Особой задачей исследования было продемонстрировать, что коммуникативная компетентность не сводится к умению индивидуального партнера применять набор точно заданных "наиболее эффективных" коммуникативных тактик и приемов и потому не должна быть представлена в виде предписательной коммуникативной формулы. Результаты исследования подтверждают, что коммуникативная компетентность отдельного участника является функцией его речевого взаимодействия с конкретным партнером в конкретной ситуации и как таковая может варьироваться даже в процессе одного и того же речевого взаимодействия.

Специфика и, возможно, уникальность данного исследования заключается в том, что оно явилось продуктом двуязычного и двукультурного исследовательского подхода. Сбор эмпирического материала, включая наблюдения и аудио записи деловых разговоров, в процессе которых происходило обсуждение организационных проблем, производился в русско-язычной среде на русском языке. Обработка материалов и весь последующий анализ проводились на английском языке в теоретико-методологической парадигме философии социального конструкционизма (social constructionism) и с опорой на западные теории речевой коммуникации. В частности, критерии оценки коммуникативной компетентности - координация и коориентация речевых действий, так же как и три уровня коммуникативной компетентности - минимальный, удовлетворительный и оптимальный - были заимствованы из теории Сoordinated Мanagement of Мeaning американских авторов B. Pearce и V. Cronen. Такой кросс-культурный подход позволил выявить, наряду с внутри-культурными особенностями, некоторые общие, межнациональные характеристики общения российских профессионалов в организационной среде. Результаты исследования, на взгляд автора, должны представлять интерес для специалистов в области организационной, профессионально-деловой, межкультурной и международной коммуникации.

скачать статью в формате word Статья в Word

Полный текст исследования An Analysis of Communication Competence of Russian Professionals in Organizational Interactions: A Social Constructionist Approach to Three Problem Solving Cases in Siberian Business Organizations. // Язык и речевая деятельность. - 2001. - Т. 4, ч. 1. - C. 80-109.

скачать статью в формате word  .doc, 276 КБ (eng)

    Сведения об авторе:

    Матьяш Ольга Ивановна
    к.пед.н., Ph.D.
    профессор, Indiana University Purdue University Indianapolis, USA
    Президент Российской Коммуникативной Ассоциации
    e-mail: oimatyas@ori.net


Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::