| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Матьяш О.И.
(Индианаполис, США)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. C. 103-122

    Аннотация:
    В статье представлен краткий обзор межличностной коммуникации как области социального исследования и как дисциплины преподавания; предлагаются рекомендации по разработке соответствующего вводного университетского курса.

Нередко, когда мне приходится разговаривать с людьми, и особенно с молодыми людьми, о том, что представляет собой межличностная коммуникация, следует, как правило, активная реакция: "Но это же нам всем так нужно! А где можно об этом почитать? А где этому учат?"

Для тех, кого интересуют подобные вопросы и возможные ответы на них - эта статья.

Становление дисциплины: исторический очерк

Становление и наиболее активный рост межличностной коммуникации (МЛК) как самостоятельной области знания и как академической дисциплины происходит, по мнению ряда авторов, в 60-е годы в Соединенных Штатах, где к тому времени "вызрева-ют" необходимые социальные предпосылки [Knapp and Daly 2002]. Именно в это время, отмеченное в США бурным ростом социально-политических движений за гражданские права, молодежного и женского движений, движений-протестов против войны во Вьетнаме и против манипулирования СМИ массовым сознанием, нарастают социально-психологические тенденции, среди различных социальных групп, к самоутверждению и самоосознанию. Одновременно стремительно растет число университетских курсов и про-грамм по межличностной коммуникации и издание учебников по этой тематике. В это же время межличностная коммуникация оформляется как отдельная структура в научных профессиональных организациях; в частности, в Международной коммуникативной ассо-циации (International Communication Association) появляется отдельное подразде-ление по МЛК - Interpersonal Communication Division. К концу 70-х MЛК, наряду с массовой коммуникацией, становится одним из главных направлений изучения коммуни-кации. Характерно, что данный процесс утверждения дисциплины остается сугубо северо-американским, не распространяясь при этом на другие страны и регионы мира - Европу, Азию, Южную Африку. В странах этих регионов и по сей день изучение и преподавание тематики МЛК происходит в рамках других наук-дисциплин - психологии, социологии, антропологии, социальной психологии - и имеет, как правило, другие наименования.

В период 80-х гг. в дисциплине оформляется ряд новых интересных исследова-ний и подходов. Наиболее значимые представляют лицо дисциплины и сегодня, оставаясь, к сожалению, мало или вовсе неизвестными российским преподавателям и исследователям в области гуманитарных наук: Сооrdinated Мanagement of Мeaning [Cronen, Pearce and Harris 1982] - теория координированного управления смыслом; Uncertainty Reduction Theory [Berger and Bradac 1982] - теория редукции неизвестности; Сonstructivism [Delia, O'Keefe and O'Keefe 1982] - конструктивизм (не путать с социальным конструкционизмом); Dialectical Theory [Baxter 1988] - диалектики от-ношений; Expectancy Violations Theory [Burgoon 1983] - теория нарушения предвосхищений / ожиданий.

Если в 80-е гг. МЛК ассоциируется преимущественно с изучением межличност-ных отношений (relationships) и способами продуцирования и восприятия сообще-ний (messages), то в 90-е гг. в изучении и становлении дисциплины проявляются новые тенденции. Происходит "одновременно расширение и сужение ее границ" [Knapp and Daly 2002: 7]. Появляются новые проблематики исследования, которые отпочковыва-ются в новые направления: коммуникация здоровья (health), коммуникация на ра-бочем месте (workplace), коммуникация в опосредованных средах (mediated environments), коммуникация в среде разнообразия культур (cultural diversity). Некоторые их этих направлений конституируются опять же в отдельные профессиональные подразделения, примером тому - коммуникация в малых группах и семейная коммуникация, отпочковавшиеся в отдельные подразделения в структуре Национальной коммуникативной ассоциации США.

Новые тенденции набирают силу и в методологии исследования МЛК. Если ранее в здесь доминировал научный метод (scientific method), привнесенный из психологии и социологии, предполагающий эксперимент или опрос как метод проверки гипотезы и количественно-статистическую обработку данных как ведущий метод анализа, то в 90-е гг. растет признание и, соответственно, применение гуманитарных, или качественных, герменевтических и критических методов исследования, нацеленных на анализ понима-ния, интерпретации и смысла. Нарастает тенденция к применению так называемых сме-шанных, количественно-качественных методов исследования. И хотя методологические споры о том, "какой метод лучше", не утихают и поныне, в качестве "примиряющей" предлагается следующая логика: если мы признаем, что изучение МЛК предполагает многочисленные и разнообразные цели исследования, то тем самым мы должны признать и то, что для достижения этих целей необходимы многочисленные и разнообразные методы ис-следования, равно как и признать уникальность каждого метода [Knapp and Daly 2002: 75]. [1].

Другие выдвинутые к обсуждению гносеологические и теоретико-методологические вопросы этого периода, актуальные и поныне, касаются теоретической обеспеченности дисциплины: Есть ли теория МЛК? Возможно ли формирование единой, "центральной" теории МЛК? Какие из существующих теорий можно квалифицировать как достойные теории (worthy theories)?

Еще одно диалектическое сосуществование тенденций периода 90-х - осознание, с одной стороны, кросс-дисциплинарности МЛК, вбирающей и интегрирующей результаты исследований различных наук о человеке (включая не только традиционные психоло-гию и социологию, но и, к примеру, нейробиологию); а с другой стороны, дальнейшая идентификация МЛК как отдельной дисциплины в лице растущего количества исследова-ний, научных журналов / публикаций и профессиональных ассоциаций. К настоящему времени можно назвать, например, несколько крупных сборников, в которых обширно анализируются и систематизируются исследовательские наработки и дается обзор совре-менных тенденций и теоретических направлений в изучении МЛК: Communication Yearbook 24 (2001) - сборник издается ежегодно для Международной коммуникативной ассоциации; три выпуска Handbook of Interpersonal Communication (1985, 1994, 2002); Interpersonal Communication Research: Advances through Meta-Analysis (2002).

Эта тенденция к интеграции знаний с одновременной самоидентификацией дис-циплины продолжается и в настоящее время, и сегодня уже трудно очертить границы - что входит и что не входит в сферу исследований МЛК. Данная сфера вмещает в себя как проблематику и теории, ставшие в настоящее время традиционными: влияние и убеждение в коммуникации (persuasion and compliance gaining), аспекты невербальной коммуникации (nonverbal communication), управление межличностным конфликтом (conflict management), компьютерно-опосредованная коммуникация (СМС); так и исследования, вбирающие новые аспекты и контексты МЛК: коммуникация сексуального принуждения и насилия (sexual coersion and rape), коммуникация переговоров и заключения сделок (bargaining and negotiation), коммуникация обмана и уклончивости (deception and equivocation), коммуникация поддержки (comforting communication), "мискоммуникация", т.е. неверные истолкования в коммуникации (miscommunication) и т.д. Среди новых интересных исследований последних лет можно выделить теорию регулирования границ интимных признаний в межличностных отношениях (Communication Privacy Management [Petronio 2000]), теорию межличностного обмана (Interpersonal Deception Theory [Buller and Burgoon 1996]) и исследование "темных", потенциально губительных сторон МЛК [Spitzberg and Сupach 1998].

В метатеоретическом плане прослеживается сдвиг от исследований индивидуально-психологических процессов МЛК к исследованиям интерактивных процессов (dyadic processes, interaсtional processes) [Allen et al. 2002]. По мнению ряда авторов, впрочем, пока достаточно авангардному, психологическая парадигма, оставаясь по-прежнему доминирующей в исследованиях МЛК, на сегодня все более изживает себя [Roloff & Anastasiou 2001: 57]. К этому же можно добавить, что в современной теории МЛК формируется парадигма диалогического подхода, во многом опирающаяся на философию диалога, в том числе на проницательные идеи нашего соотечественника М.М.Бахтина [Gergen 2001, 1994; Baxter 1998].

В целом, на сегодняшний день МЛК признается одной из наиболее крупных и представительных областей коммуникации. В связи с этим, дать ей непротиворечивую и всеобъемлющую характеристику - задача далеко не из легких [Knapp & Daly 2002; Allen et al. 2002; Roloff & Anastasiou 2001].

Основные положения теории межличностной коммуникации

При разработке программы или курса по МЛК вводного уровня имеет смысл опираться на уже устоявшиеся теоретические положения, включенные в структуру современного знания о межличностной коммуникации. Прежде всего, в теории МЛК, как и в общей теории коммуникации, выделяют три модели и, соответственно, три подхода к толкованию коммуникации: линейную модель, модель интеракции и модель трансакции. В первой модели коммуникация представлена как процесс воздействия, как продуцирование сообщений и передача их слушателю (иногда эту же модель называют message transmission model или information transmission model). Вторая модель рассматривает коммуникацию как взаимодействие, интеракцию, подчеркивая взаимное воздействие партнеров друг на друга и важность обратной связи. Третья модель представляет коммуникацию как длящееся взаимодействие, трансакцию, подчеркивая таким обра-зом процессуальную природу коммуникации, ее "текучесть", протяженность во времени и пространстве, выходящую за рамки "здесь и сейчас", вбирающую наше прошлое-настоящее-будущее (подробнее см.: [Матьяш 2002]).

Несмотря на ограничения, заложенные в данных моделях-подходах, каждая из них высвечивает свой важный аспект коммуникативного процесса и в этом смысле уместна в объяснении природы коммуникации. Иными словами, есть ситуации, когда наиболее важным становится передача информации и воздействие на слушателей. В этом случае тот, кто посылает информацию, преследует главную цель - убедить своих слушателей или хотя бы повлиять на их точки зрения. Такое наблюдается, например, в массовой коммуни-кации и СМИ, в политических дебатах, в маркетинге, в ситуации споров т.д. Линейная мо-дель воздействия позволяет уловить и акцентировать именно данные аспекты коммуникации как намеренного влияния. В другой коммуникативной ситуации наиболее важным для партнеров становится налаживание взаимопонимания и уточнение взаимных смыслов, что, в свою очередь, предполагает установление обратной связи. На этом акцентируется интерактивная модель. В третьем случае, и это особенно очевидно в контексте межличностных отношений, важной становится историчность коммуникативного процесса для партнеров. То, что один из партнеров сказал или сделал в определенный момент общения, может иметь последствия необязательно в момент высказывания, а позже, иногда и много позже. И то, как мы строим свои действия-высказывания в тот или иной момент общения, обусловлено нашим опытом социальных взаимодействий, накопленным в течение всей жизни. Наше индивидуальное "я", каким оно входит в каждый момент общения, является в то же время коллективным "я", репрезентирующим наши отношения с другими людьми, с теми, с кем мы связаны по жизни. Или, говоря словами М.Бахтина, "каждое высказывание - это звено в очень сложно организованной цепи других высказываний" [Бахтин 1979: 247]. Трансактная модель помогает нам разглядеть именно эти характеристики - не сугубо межиндивидуальную, а социально-историческую природу общения-коммуникации. [2].

Далее, современные теоретики коммуникации, как правило, подчеркивают, (а) что коммуникация - это процесс, и, следовательно, чтобы понять ее, необходимо изучать, что происходит в ней с течением времени; (б) что процесс этот социален по своей природе, будь то массовая коммуникация или интимно-личностное общение; (в) что процесс этот многопланов и включает в себя множество уровней - отсюда такое обилие и разнообразие методологических и теоретических подходов к его изучению, отрефлексированных уже и на уровне мета-анализа (см.: [Allen et al. 2002]). Стало в некоторой степени традиционным ссылаться, в качестве иллюстрации к последнему положению о сложности и многоплано-вости процесса коммуникации, на исследование, проведенное в 70-х годах Франком Дан-сом [Littlejohn 2002]. Проанализировав свыше 120 определений понятия коммуникации, Данс пришел к выводу о том, что современной теории нереально ставить задачу выработать единое определение и что практичнее опираться на "семью понятий" о коммуникации. Последнее и наблюдается сегодня в теории коммуникации и в преподавании ее как дисциплины. Каждый автор, исходя из своих философско-методологических ориентаций и принадлежности к той или иной философско-теоретической парадигме, опирается на тот или иной вариант определения или набор основных характеристик коммуникации. В частности, в традициях информационного подхода коммуникация представляется как обмен информацией; в традициях когнитивно-психологического подхода - как продуцирование, восприятие и интерпретация сообщений; в символическом интеракционизме - как процесс репрезентации, поддержания и утверждения своего "Я", своей идентичности посредством символов, прежде всего языка; в социальном конструкционизме (не путать с конструкти-визмом) - как основополагающий социальный процесс человеческих взаимодействий по созданию, поддержанию и изменению бесконечных социальных реальностей и т.д. [3].

Однако несмотря на множественность подходов к изучению и концептуализации процесса коммуникации, в теории МЛК прослеживается то, что можно назвать "доминан-той смысла". Теоретики МЛК подчеркивают, что человеческая коммуникация не есть про-сто процесс обмена - передачи и восприятия - информации. Человеческая коммуникация есть одновременно созидание некой общности во взаимодействии (отсюда русский термин "общение"). Общность может создаваться и переживаться участниками в виде общего по-нимания ситуации, т.е. в виде некоей степени взаимопонимания. Но общее понимание си-туации вовсе не обязательное условие межличностной коммуникации. Коммуникативные партнеры могут по-разному осмысливать текущую ситуацию и при этом иметь общность в преследуемых целях или в ожидании результатов. Часто это можно наблюдать в политике, когда представители разных партий, имеющие разные идеологические платформы и раз-ные цели, могут временно объединяться для достижения промежуточных целей. На меж-личностном уровне это проявляется, когда оба партнера, несмотря на различия в подходах к решению конкретной задачи и даже во взглядах на разыгравшийся конфликт, разделяют общее желание сохранить отношения и выйти из создавшейся ситуации. В любом случае, центральным в осознании и концептуализации межличностной коммуникации как созда-ния некоей общности является понятие смысла (meaning): личного смысла (individual meaning), согласования смысла(ов) (coordination of meaning), общего, совместного смысла (shared meaning), созидания совместного смысла (sharing meaning). Смысл рассматривается здесь не как индивидуальное психологическое образование, присутствующее в моей голове и передаваемое с помощью языка вовне, а как взаимное образование, "родившееся" в моем взаимодействии с другим, как "смысл в от-ношении к другому" (meaning with others) [Gergen 1994: 254]. Отсюда сам процесс межличностной коммуникации определяется как процесс совместного созидания и согласования смысла(ов).

Несколько важных аспектов в толковании межличностной коммуникации как процесса привнесены в теорию МЛК философией. Яркий пример тому - диалогическая философия экзистенциального философа, культуролога, социального мыслителя XX века Мартина Бубера. В своей знаменитой книге "Я и Ты" (1922) Бубер рассматривает челове-ческое бытие, включая и межчеловеческое общение, как непрерывную диалектику отно-шений Я-Оно и Я-Ты. Если Я-Оно - это отношение субъекта к объекту, в котором любое другое, включая другого человека, выступает для меня "вещью", то Я-Ты - это отношение бисубъектное, где Ты другого становится условием существования моего Я, и наоборот. "Мое Ты воздействует на меня, как и я воздействую на него." Я-Ты существует как взаим-ное углубление, как все более проникающее вживания моего Я в мир Другого. Такое отношение полнейшей взаимности Бубер считал подлинно личностным отношением и называл его "диалогом", "встречей". Более того, считал, что такое отношение - где каждый чувствует себя вовлеченным в отношение к Другому - возможно и в повседневной соци-альной жизни [Бубер 1995; Лифинцева 1999].

Идеи Бубера стали теоретическим источником многих современных подходов к пониманию природы межличностной коммуникации. Одна из широко известных авторов учебников по МЛК, Джулия Вуд, например, так конкретизирует концепты Я-Оно и Я-Ты в идее межличностного континуума [Wood 2004]: межличностные отношения включают в себя отношения разной степени взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения; в этом смысле их можно рассматривать как континуум, как минимум, трех уровней: Я-Оно, Я-Вы и Я-Ты (I-It, I-You, I-Thou). На уровне взаимодействия Я-Оно мы вступаем в контакт с другим человеком, воспринимая его как нечто другое, объект, или "вещь". На-пример, втискиваясь в переполненный в час-пик вагон метро, мы воспринимаем рядом стоящих людей преимущественно как физические тела, занимающие место.

На уровне взаимодействия Я-Вы мы относимся друг к другу как к носителям со-циальных ролей. Я могу иметь межличностные отношения со своим начальником, с под-чиненными, с лечащим врачом, с продавцом магазина, куда регулярно хожу покупать продукты, и эти отношения остаются преимущественно в рамках предписанных данной соци-альной средой ролей. Так, находясь на приеме у зубного врача, я вряд ли стану расспра-шивать его о семейных проблемах, а придя в класс на занятия и заметив, что мой преподаватель - весьма привлекательная молодая женщина и я не против провести с ней время во внеучебной обстановке, я не стану проявлять свой интерес к ней. То есть, в большинстве случаев, мы, опираясь на здравый смысл и общественные нормы поведения, остаемся в рамках предписанных ролей и ведем разговоры с разными людьми в соответствии с этими ролями. Это не значит, однако, что в жизни не происходит смешения ролей или выхода за их пределы, но в этом случае можно говорить о другой динамике и других уровнях межличностных взаимодействий, перерастающих пределы Я-Вы.

Наконец, отношение уровня Я-Ты - это наиболее близкое, интимное отношение между людьми, где каждый из партнеров становится для другого единственным, неповторимым, незаменимым.

Вуд утверждает, что такие отношения углубленного взаимопроникновения, абсолютной взаимности, не могут быть частыми в нашей жизни - мы не можем "отдавать" се-бя полностью каждому, с кем встречаемся в жизни. Но эти глубоко личностные взаимо-проникновения друг в друга мы реализуем прежде всего в личных отношениях дружбы, семьи, любовного партнерства и т.д.

Идея межличностного континуума, несмотря на то, что значительно упрощает откровения самого Бубера, имеет свою практическую ценность в преподавании МЛК. Она ориентирует нас на понимание межличностной коммуникации как процесса разной степе-ни близости и на понимание того, что эта степень близости может изменяться во времени. Межличностная коммуникация может осуществиться на уровне короткого одноразового контакта ("Простите, это место занято? Можно здесь присесть?"), а может существовать как многолетнее отношение - на работе с сослуживцами или с начальством, в семье, с одноклассниками, с друзьями - видоизменяясь при этом в своей динамике.

Отвечая на один из основных вопросов в теории МЛК: что же отличает межлич-ностную коммуникацию от всех других, не межличностных видов коммуникации?, можно согласиться с большинством авторов, что в современной западной литературе, с ее изобилием разнообразных подходов к тому, как следует концептуализировать и операцио-нализировать МЛК, трудно выделить какое-либо единство мнений. Если же таковое един-ство и возникает, то длится оно недолго. Как метко отмечают некоторые авторы, понятие межличностной коммуникации так же динамично и изменяемо, как и само явление [Knapp and Daly 2002: 8]. Приведу те отличительные характеристики МЛК, которые, на мой взгляд, можно назвать сегодня наименее противоречивыми [Knapp and Daly 2002; Roloff & Anastasiou 2001]:

  • Диадность - МЛК предполагает взаимодействие, как правило, между двумя участниками (dyad - от латинского "пара"). Диадность в прямом смысле сохраня-ется в МЛК на уровне конкретного коммуникативного эпизода. Если же рассматривать МЛК как человеческую трансакцию, то каждый из нас становится в этой цепи носителем и представителем "многих других", или, перефразируя М.Бахтина, своеобразным "языко-вым коллективом" [Бахтин 1979: 246].
  • Обратная связь - МЛК предполагает обратную связь и взаимное влияние со стороны обоих партнеров, в отличие, например, от массовой коммуникации, где обратная связь либо существенно оттянута во времени, либо вообще отсутствует.
  • Отношенческий характер - МЛК осуществляется, как правило, в контексте отношений или ведет к развитию отношений (хотя это не исключает ситуаций межлично-стного контакта, которые могут и не переходить в развитие отношений).
  • Психологичность. Здесь существенны два аспекта. Один заключается в том, что MЛК строится на восприятии партнеров, то есть роль субъективного восприятия и понимания в ней первостепенна. Другой - в том, что информация, которой обмениваются партнеры, имеет личностный характер. По мнению некоторых авторов, чем более лично-стна информация, которой делятся собеседники-партнеры, тем глубже их межличностная связь. На это, однако, можно заметить, что МЛК не исключает значимости всех других ви-дов информации, например, социологического знания, т.е. знания о социальных ролях на-ших коммуникативных партнеров, или культурно-этнического знания, т.е. знания о куль-туре, к которой принадлежат коммуникативные партнеры.

Некоторые авторы выделяют еще одну особенность МЛК - взаимодействие партнеров "лицом к лицу", в непосредственной физической близости. Но сегодня, в усло-виях, когда многие наши контакты и отношения опосредованы техникой (телефон, компьютер) и когда увеличивается число межличностных отношений, существующих "на расстоянии", такое выделение уже теряет смысл. Так, в США, с их постоянно увеличивающейся тенденцией к социальной мобильности, 70% студентов, поступающих в университет, уже имеют опыт так называемых личных отношений на расстоянии (long distance relationships). В рамках МЛК есть немало исследований, специализирующихся на проблемах именно этого типа межличностных отношений [Wood 2004].

Таким образом, подвести итог рассмотрения вопроса о том, чем занимается тео-рия МЛК, можно следующей краткой характеристикой [Knapp and Daly 2002: 9]: МЛК изучает, как минимум, двух коммуникативных партнеров, которые осознанно сориентиро-ваны друг на друга, выступают одновременно субъектом и объектом по отношению друг к другу, и в их действиях воплощены их отношения как к самому себе, так и к другому.

Разработка учебного курса по межличностной коммуникации

Разработка учебного университетского курса в западной педагогике, по крайней мере, на уровне, называемом undergraduate (versus graduate), начинается с выбора основных учебных источников и составления учебной программы курса. Поскольку почти каждый предлагаемый по курсу учебник сопровождается большим набором дополнитель-ных учебно-методических пособий (CD-ROM, слайды PowerPoint, пособие для преподавателей с набором упражнений, тест-банк с набором разного типа экзаменационных вопросов и т.д.), задача преподавателя, зачастую, - не создать, а переработать, отобрать из ог-ромного обилия инструктивных материалов и адаптировать то, что более всего соответст-вует его учебным задачам и личному преподавательскому стилю. Задача далеко не простая, если учесть обилие продукции, которая ежегодно выбрасывается на учебный рынок. Преподаватель должен в этих условиях обладать навыками быстрой и своевременной переработки-анализа большого объема информации.

Составление же учебной программы курса - задача более авторская. Учебная программа курса, или syllabus - это документ, дающий представление о содержа-нии курса и описывающий, что ожидается от студентов в процессе прохождения курса. Такой документ позволяет преподавателю задать в самого начала нужную тональность в классе. Чем полнее изложены в нем основные положения курса и чем больше студенты с самого начала знают о том, что им следует ожидать, тем меньше возникает непредвиден-ных и иногда трудноуправляемых ситуаций в ходе учебного процесса - например, когда студент может сослаться на то, что не понял и не выполнил задание, потому что ему это задание заранее толком не объяснили. В этом смысле, учебную программу можно рассматривать как своего рода контракт между преподавателем и студентом. Независимо от предмета, учебная программа курса включает в себя следующие обязательные компоненты:

  1. Название курса, дни занятий, время и место проведения (class identification).
  2. Информация о преподавателе (instructor information): имя, титул, рабочий теле-фон, рабочий электронный адрес, приемные часы для студентов.
  3. Краткое описание содержания курса (сourse description)
  4. Учебные цели и задачи курса (goals and objectives).
  5. Учебные источники (sources of instruction): учебники и другие учебные мате-риалы, обязательные и/или рекомендуемые.
  6. Политика курса (course policy), включающая основные учебные и этические правила: требования к посещению, к оформлению курсовых работ, к поддержанию актив-ной учебной и взаимноуважающей обстановки в классе; дисциплинарные последствия при нарушении этих правил, например, в случае плагиата и т.д.
  7. Компоненты, из которых складывается оценка за курс (grading).
  8. Описание основных курсовых заданий (graded assignments): письменных кур-совых работ, групповых или индивидуальных проектов.
  9. График работы (schedule) с указанием по числам изучаемых тем и курсовых эк-заменов.

В качестве иллюстрации предлагаю (см. Приложение) свою учебную программу по курсу "Введение в межличностную коммуникацию" на английском языке - языке пре-подавания. Курс рассчитан на 3 кредитных часа (3 credit hours), т.е. примерно на 3 часа учебных занятий в неделю, что при 15-недельном семестре составляет 45 учебных часов. Содержание курса включает в себя следующий набор тем:

  • Понятие о человеческой коммуникации.
  • Коммуникативные процессы: восприятия, слушания, репрезентации и поддержание своего "Я" (своей идентичности).
  • Коммуникация как эмоциональный процесс.
  • Роль языка и культуры.
  • Вербальная коммуникация.
  • Невербальная коммуникация.
  • Коммуникативный климат: благоприятный, или взаимноутверждающий, и неблагоприятный, от нейтрального до агрессивно-враждебного.
  • МЛК и развитие отношений: профессиональных, дружбы, любви, брака, семьи.
  • МЛК в разных социальных контекстах: культурных и межкультурных, профессиональных, гендерных, среди партнеров разных сексуальных ориентаций и т.д.
  • Межличностный конфликт и управление им.

В начале преподавания данного курса преподавателям нередко приходится иметь дело с уже сформированными и, как правило, предвзятыми отношениями к курсу со стороны некоторых студентов. В коммуникативной литературе такие предвзятые отношения, сформированные на основе обыденного знания и предыдущего личного опыта, но не подкрепленные систематическим изучением вопроса, нередко называют мифами. Приведу несколько таких предвзятостей-мифов из своего опыта преподавания:

  1. Наиболее частое высказывание: Мы все "специалисты по межличностной коммуникации" по факту своего рождения. Поскольку мы все общаемся с момента своего прихода на этот свет и делаем это непрестанно каждый день, мы все умеем общаться. Чему здесь еще учиться?
  2. Крайняя точка зрения: Общение - это разговоры, разговоры ничего не решают, дело есть дело. Зачем на разговоры время тратить?
  3. Другая крайняя точка зрения: Уверенность и, как следствие, ожидание, что с помощью общения можно разрешить любую проблему.
  4. Редуцирование МЛК до психологии личных отношений, высказывания типа: "Я не состою в близком отношении ни с кем - не женат, не дружу, не собираюсь в ближайшее время заводить себе подружку или друга. Зачем мне этот курс?"

Однако к середине семестра, и тем более к концу курса, эти точки зрения существенно меняются. Студенты, делясь в ходе групповых обсуждений собственным положительным или отрицательным, а иногда и горьким опытом, познают многомерность межличностной коммуникации, тонкость ее нюансов; признают, что невозможно быть умелым коммуникативным партнером, не умея анализировать особенности каждой отдельной ситуации; понимают, что просто набором "формул эффективных действий" здесь не обойтись. И когда в конце семестра я провожу оценку курса (evaluation) и предлагаю студентам поделиться размышлениями о том, как этот курс повлиял на них, что они вынесли из него, обычно называются следующие результаты:

стал(а) осознавать силу языка, речи, лучше понимаю, что я ДЕЛАЮ словами; открыл(а) новые для себя невербальные стороны общения; осознаю, что происхо-дит в разных коммуникативных ситуациях, почему это происходит, могу более сознательно влиять на то, что происходит в разговоре; чувствую себя увереннее в общении с другими, не боюсь, как раньше, высказывать свое мнение в группе; улучшил(а) свои отношения с женой, мужем, близким человеком, с мамой; с удивлением открыл(а) для себя и теперь могу проследить на собственном опыте различия в общении мужчин и женщин; представляю лучше, как вести себя в ситуации конфликта; осознаю свои слабые стороны, то, над чем мне надо работать в общении, и т.д.

Таким образом, "эмпирически" подтверждается практическая ценность, полезность курса даже теми, кто был поначалу в числе скептиков.

В заключение отмечу еще раз: курс нацелен на анализ и использование языковых и других символических средств - вербальных и невербальных - в построении межлично-стных взаимодействий, на формирование основных коммуникативных навыков, необхо-димых в различных ситуациях межличностного общения. Таким образом, курс носит явно прикладной характер, имеет ярко выраженную теоретико-практическую направленность и как таковой может быть полезен всем нам.

Естественно, разработка соответствующего курса на русском языке для российской аудитории потребует отдельных усилий и, одновременно, учета наших внутрикуль-турных традиций межличностного общения. Разработка содержания и методики препода-вания такого курса, безусловно, представляет собой серьезную педагогическую задачу. Тем не менее, мы надеемся, что знакомство с зарубежным опытом преподавания курса окажется полезным - задаст некоторые ориентиры и вдохновит тех преподавателей, кто заинтересован заняться разработкой курса в российском контексте и на российском материале.

Примечания:

[1] Следует заметить, что в российской методологии исследования, в гуманитарных областях, тенден-ция до сих пор была явно противоположной - недостаточность и недооценка эмпирических иссле-дований, опирающихся на методы количественного статистического анализа, неподготовленность наших исследователей-гуманитариев к строгому применению этих методов, чрезвычайно важных, на наш взгляд, для развития коммуникативного исследования как прикладного исследования.

[2] Для тех, кто заинтересован в дальнейшем изучении коммуникации как человеческой трансакции, рекомендую также из отечественной литературы книгу А.А.Леонтьева (1997), где он освещает те же вопросы общественно-исторической, коллективной природы общения, но в парадигме деятель-ностного подхода.

[3] Для тех, кто готов углубиться в понимание формирующей роли коммуникации и социально-го дискурса, рекомендую работы Кенета Гергена по социальному конструкционизму (1994, 2001).

Литература:

  1. Interpersonal Communication Research: Advances Through Meta-Analysis / Ed. by M.Allen, R.Preiss, B.Gayle & N.Burrell. - New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2002.
  2. Baxter L. Locating the Social in Interpersonal Communication // Communication: Views from the Helm for the 21st Century / Ed. by J.Trent. - Boston: Allyn and Bacon, 1998. - P.60-64.
  3. Gergen K. Realities and Relationships: Soundings in Social Construction. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.
  4. Gergen K.J. Social Construction in Context. - L.: Sage, 2001.
  5. Handbook of Interpersonal Communication // Ed. by M.Knapp, J.Daly. - 3rd ed. - Thousand Oaks, CA: Sage, 2002.
  6. Littlejohn S. Theories of Human Communication. - 7th ed. - Albuquerque, NM: Wadsworth, 2002.
  7. Roloff M. and Anastasiou L. Interpersonal Communication Research: An Overview // Communication Yearbook 24 / Ed. by W.Gudikunst. - Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. - P.51-72.
  8. Wood J. Interpersonal Communication - Everyday Encounters. - 4th ed. - Wadsworth, 2004.
  9. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
  10. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.
  11. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997.
  12. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. - М.: ИФРАН, 1999.
  13. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное об-разование // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. - Вып.6. - Новокузнецк: Инсти-тут повышения квалификации, 2002. - С.36-47.


Приложение:

Учебная программа по курсу
"Введение в межличностную коммуникацию

О. И. Матьяш

COURSE SYLLABUS
C180: INTRODUCTION TO INTERPERSONAL COMMUNICATION

SECTION B 028

Tuesday/Thursday 2:30-3:45pm
Spring 2003

Instructor: Olga Matyash, Ph.D.
Office: University Library 4135D
Phone: 514-3951
E-mail: omatyash@iupui.edu
Office hours: Tuesday/ Thursday 1:30-2:30 or by appointment

REQUIRED TEXTBOOKS:
Wood, J. (2002). Interpersonal Communication: Everyday encounters. Belmont, CA: Wadsworth
Schrader, S. (2002). Introduction to Interpersonal Communication: A Supplemental Reader. Mason, OH: Thomson Custom Publishing.
Hacker, D. (2002). A Pocket Style Manual. MA: St. Martins Publishing.

COURSE OBJECTIVES:
After completing this course you will be able to:

  • better understand the nature of interpersonal communication and its various dimensions, including your own practice
  • recognize basic interpersonal communication concepts and principles
  • apply those concepts and principles to analyze real life situations.

For more details about Course Objectives and Requirements see Supplemental Reader, pp.V-VI.

COURSE POLICIES:
Your participation in class, including group discussions, exercises, sharing personal reflections and experiences, is essential both for your academic progress and for the entire group learning environment: the stronger the individual input, the more the entire group benefits. In contrast, a lack of participation can inhibit the progress of the entire group. It is also expected that while listening to and commenting upon each other's ideas in our group discussions, we show patience, understanding, and courtesy. If you disagree, do so with respect for the ideas of all those participating.
Your class participation is 10% of your final grade and will be influential in determining your final grade. For more details on your participation see Supplemental Reader, pp. XIII-XXIII.

GRADING:

Course work components             Percentage of grade
Exam 1                                       200pts.	(20%)
Exam 2                                       200pts.	(20%)
Exam 3                                       200pts.	(20%)
Paper 1                                       100pts.	(10%)
Paper 2                                       200pts.	(20%)
Class Participation                        100pts.	(10%)

The final grade will be computed according to the following scale:

A+	97%  -  100%	
A	93%  -  96%	
A-	90%  -  92% 
B+	87%  -  89% 
B	83%  -  86%
B-	80%  -  82% 
C+	77%  -  79% 
C	73%  -  76%
C-	70%  -  72% 
D+	67%  -  69%
D	63%  -  66%
D-	60%  -  62%
F	0%    -  59% 

TENTATIVE CLASS SCHEDULE:
Note that there may be additional assignments later and scheduling changes regarding discussion topics.
All readings must be completed prior to class.

T 1/14    Introduction to the Course. Getting acquainted. Ice-breaking group activities.
C180 Syllabus. Supplemental Reader (SR). Using Oncourse.

Th 1/16    The listening process. Forms of listening.
Wood, Chapter 6. Thought and discussion.
SR: Tannen, p.10; Nyquist, pp.11-14.

T 1/21    Guidelines for effective listening. Basic listening skills: acknowledging, paraphrasing, clarifying, etc. Practicing activities. A video clip on an ineffective listening.
SR: Stewart, pp. 1-9.

Th 1/23    Defining interpersonal communication
Wood, Ch.1, pp.10-42. Thought and Discussion.

T 1/28    Models of interpersonal communication. Wood, Ch.1, pp.10-42.
SR: Leeds-Hurwitz, pp.15-23; Bohm, pp. 24-26

Th 1/30    Interpersonal communication competence. Wood, Ch.1., pp. 43-50.
College level writing. APA / MLA styles.
SR: General Criteria for Written Work, pp.xxiv-xxix.

T 2/4    Computer - mediated communication.
SR: Email…, p.27; Belsie, pp.28-29; Walthers & Tidwell, pp.30-39; Rheingold, pp. 40-45.
Class review for exam 1. SR: pp. xxxii-xxxiii.

Th 2/6    Exam 1.

T 2/11    Communication and the creation of self. Wood, Ch.2.

Th 2/13    Communication and the creation of self.
Group discussion of a video fragment.
SR: Thuy-Phuoung Do, pp.46-54; Davis-Popelka, pp.55-60; Michael, pp.61-66.

T 2/18    Perception and communication. Wood, Ch.3.

Th 2/20    Perception and communication. A TV excerpt on group conforming behavior.

T 2/25    Communication and culture. Stereotyping and stereotypes.
SR: Houston, pp.67-75; Gonzales, pp. 76.

Th 2/27    Verbal communication. Language and meaning. Wood, Ch. 4.
An excerpt from the TV news journal "20/20"

T 3/4    Gender communication.
SR: Tannen, pp.77-89; Beck, pp. 90-94.
An excerpt from a TV program on family communication and gender differences.

Th 3/6    Non-verbal communication. Wood, Ch. 5.

T 3/11    Non-verbal communication.
SR: Archer, pp.95-100; Howell, pp.101-104; Updike, pp.105-110
An instructional video on body language.

Class review for exam 2: xxxiv-xxxv.
Participation Evaluation due (SR, pp. xvi-xvii)

Th 3/13    Exam 2.

T 3/17 - 23    No classes, Spring break

T 3/25    Communication climate. Confirming and disconfirming climates. Wood, Ch. 8.
A video fragment for analysis.

Th 3/27    Relational dialectics. Wood, Ch. 8
SR: Baxter & Montgomery, pp. 111-119; Wilmot, pp.120-130; Rosenfeld & Richman, pp.131-136

T 4/1    The nature of friendship. Wood, Ch. 10.
A video fragment for analysis.

Th 4/3    Friendships in our lives. Communication between friends.
SR: Dindia et al., pp.137-143; Rohlfing, pp.144-150.

T 4/8    Committed romantic relationships. Wood, Ch.11.
Paper 1 is due: analyze communication issues in a selected movie by applying communication theories and concepts, be prepared to speak about it in class.

Th 4/10    Communication between romantic partners. A video fragment for analysis.
SR: Foss, et al., pp.151-156; Josselson, pp. 157-161; Perry, pp. 165-177.

T 4/15    Interpersonal conflict. Approaches to conflict: lose-lose, win-lose, win-win. Wood, Ch.9.

Th 4/17    Constructive and destructive conflict. Communication patterns during conflict. Ch. 9.

T 4/22    Managing interpersonal conflict. A video fragment for analysis.
SR: Kellett & Dalton, pp.178-194.

Class review for exam 3: SR, pp.xxxvi-xxxiii.

Th 4/24    Exam 3.

T 4/29    Case Study presentations.
Paper 2 is due: A Case Study. Choose an interpersonal communication episode (you can choose any context - family communication, communication at work, school, friendship, romantic relationship, etc.), describe and analyze it by applying communication theories and concepts. Suggested topics and issues: recognizing and managing disagreements, managing a conflict, a problem of mutual understanding, gender issues, intercultural issues, etc.

Course Evaluation

Th 5/1    Case study presentations (continued)

The last day of class.

Paper 1 Guidelines:
Communication Analysis of a Movie
(3-4 pages, 100 pts.)

  1. Choose a movie you would like to analyze.
  2. Write a short introduction describing what this movie is about: the context, main characters, main ideas, etc.
  3. Define the main themes of the movie and analyze them by applying the interpersonal communication concepts covered in class. You should apply at least 5 different concepts that apply to the movie's main theme(s).

For example, if you choose to analyze Nell, among your main themes might be a symbolic nature of communication, the role of language in communication, creation of self in and through communication, the power of nonverbal communication, etc. Each of these themes can be broken down to further concepts (see J. Wood's Detailed Contents for guidance).

Support your analysis and conclusions by at least three sources relevant to your topic and the concepts you introduce (including two other than Wood's text, such as journal articles or books). Cite them in the body of your paper and at the end. Follow the APA style of citation. Submit your paper on the date designated in the syllabus.

Suggested list of movies (you can also choose a movie of your own after having consulted with me):

  • Dead Poets' Society
  • Dead Man Walking
  • Life is Beautiful
  • The Story of Us
  • Songcatcher
  • Steel Magnolias
  • Nell
  • Stepmom
  • The Emperors' Club

Paper 2 Guidelines:
A Case Study (An Interpersonal Communication Episode)
(200 pts.)

  1. Choose an interpersonal interaction episode with a talk/dialogue similar to the ones we analyzed from the CD-ROM and videotape in class. Give it a title.
  2. Describe the participants, where their talk takes place, what is the major issue discussed in the talk, whether there is an agreement or disagreement on those issues.
  3. Reproduce as close as possible to the original some of the individual statements (who said what).
  4. Analyze the episode:
    • put it into the perspective of any of the themes that we discussed in this class , for example, effective/ineffective listening, gender differences in communication, non-verbal dimensions in communication, friendship or romantic relationship development, supportive or defensive communication climate, cultural/intercultural influences on communication, interpersonal conflict, etc.
    • what is going on in the episode? Do the participants manage to resolve their issues, do they achieve the desired results? Describe the interaction by using 4-5 concepts from your readings (for this purpose you might want to review a relevant chapter in your textbook and read additional articles on the topic)
    • analyze what parts of the episode were constructive and effective (in which the participants used constructive communication devices or patterns, affirming each other's perspectives and achieving desired results and satisfaction), and which parts of the talk were ineffective or destructive, and why. Recreate the negative parts: suggest what each of the participants could have done or said to create a better mutual understanding and achieve the desired goals.

Basic criteria:

  1. The paper should be about 4-5 pages in length.
  2. Cite 2-3 sources other than the course readings.
  3. Apply and demonstrate an understanding of at least 5 concepts from interpersonal communication theory on a chosen topic.
  4. Be ready to speak on your topic in class.

Intercultural Communication Project:
E-mail Correspondence with Russian Students
(optional)

Purpose: By corresponding through e-mail with Russian students, explore interpersonal communication issues from an intercultural perspective.

After you get a name and e-mail address of a Russian student, you are expected to contact him or her and develop an ongoing correspondence by exchanging messages at least twice a week. Your discussions may include various kinds of interpersonal topics and interests (with proper ethical considerations). The results of your discussions should be analyzed and presented in a paper.

Suggested list of topics to discuss through e-mail correspondence:

  1. Cultural/cross-cultural stereotypes and stereotyping.
  2. Social norms and values as represented in the language. Explore, compare and contrast: cultural sayings and proverbs; or interpretations of particular concepts such as "democracy", "racism", "discrimination," "freedom," "responsibility," "feminism," etc.
  3. Non verbal communication: cultural differences and similarities
  4. Explore how your Russian friends view gender differences in communication. 5
  5. What differences and/or similarities in communication style did you find out? In your view, how do these differences and similarities represent cultural norms and standards (Russian and American cultures, gender culture, youth culture, computer-mediated communication culture, etc.)?

For additional ideas about possible topics see the Detailed Table of Contents in J. Wood's text.

A paper based on the email correspondence with your Russian friend may be substituted for Paper 1 (about 3 pages, 100 points). If you have enough material, this paper can be used as a substitute for Paper 2 (4-5 pages, 200 points).

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Матьяш Ольга Ивановна
    к.пед.н., Ph.D.
    профессор, Indiana University Purdue University Indianapolis, USA
    Президент Российской Коммуникативной Ассоциации
    e-mail: oimatyas@ori.net


Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2018, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::