| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мишланова С.Л.
(Пермь, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 91-98.

Краткий обзор
Исследование выполнено в свете когнитивно-дискурсивной парадигмы современной лингвистики и посвящено изучению специфики концептуализации и вербализации медицинского знания. Актуальность исследования обусловлена обращением современного отечественного здравоохранения к принципам гуманистической медицины в связи с необходимостью включения образовательных программ в план лечения пациентов. Полученные в исследовании данные о том, какие сведения и в какой форме врач должен передать больному, чтобы достичь высокого уровня взаимопонимания и сотрудничества, могут быть использованы для совершенствования образовательных программ, также для повышения коммуникативной компетенции медицинских работников.

Актуальность

Изменение основополагающих концепций ряда хронических заболеваний, имеющих большую социальную значимость (бронхиальная астма, артериальная гипертензия, сахарный диабет), обусловило утверждение в современном здравоохранении принципов гуманистической медицины, что повлекло за собой повышение требований к коммуникативной компетенции медицинских работников. В то же время утвердившая в современной лингвистике антропоцентрическая парадигма открывает новые методологические возможности для целостного анализа речемыслительной деятельности человека и поиска новых концепций описания медицинской коммуникации в когнитивном аспекте. Объектом исследования при этом становится более крупная когнитивно-коммуникативная единица - дискурс, анализ которого позволит не только адекватно оценить процессы медицинской коммуникации, но и расширить представления лингвистов о когнитивных основах функционирования языка. Поскольку универсальным механизмом специальной коммуникации признается метафора [Алексеева 1998, 1999; Лакофф, Джонсон 1990, Ченки 1997], в данном работе мы обратились к исследованию метафоризации в медицинском дискурсе.

Цель настоящего исследования заключалась в изучении когнитивных особенностей метафоризации в разных типах медицинского дискурса.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи: 1) изучить стратегии метафоризации в научном медицинском дискурсе на материале русского, немецкого и английского языков; 2) сравнить стратегии метафоризации в научном медицинском дискурсе; 3) изучить особенности метафоризации в наивном медицинском дискурсе; 4) сравнить стратегии метафоризации в наивном и научном медицинском дискурсе.

Материал и методы

Одним и эффективных методов изучения метафоризации является составление словаря метафор по методике А.Н. Баранова, Ю.Н. Караулова [Баранов, Караулов 1991, 1994]. Организация языкового материала в таком словаре производится на основе положения о противопоставлении двух смысловых комплексов, образующих метафорическое значение: оппозиция сигнификативного измерения (метафорической модели) и денотативного измерения (области объектов метафорического осмысления) определяет структуру словаря. В нашем исследовании с целью выявления специфики метафоризации в научном медицинском дискурсе был создан словарь тезаурусного типа, материалом для которого послужили 3000 контекстов употребления метафор, полученных методом сплошной выборки из клинических монографий, руководств для врачей, справочников по дифференциальной диагностике заболеваний, учебников для студентов медицинских вузов, научных статей, тезисов докладов, т.е. из различных медицинских текстов на русском, немецком и английском языках. В ходе исследования мы опирались на определение метафорической модели, принятое в когнитивной теории метафоры. Согласно этому определению, метафорическая модель представляет собой понятийную область (область источника), элементы которой связаны различными семантическими отношениями ("выполнять функцию", "способствовать", "каузировать", "быть примером" и др.); названием метафорической модели служит родовое понятие, объединяющее элементы ее таксонов [Баранов, Караулов 1994]. Поскольку метафорическая модель является результатом естественной, а не научной категоризации действительности, то организация языкового материала внутри метафорической модели производилась на основании определений, представленных в толковом словаре [Ожегов, Шведова 1995].

С целью выявления особенностей метафоризации в наивном медицинском дискурсе в исследовании проанализировано 80 реакций, полученных в направленном ассоциативном эксперименте от 40 информантов (педагогов начальной школы в возрасте от 30 до 55 лет) на стимулы: "ЗДОРОВЬЕ похоже на …, потому что …"; "БОЛЕЗНЬ похожа на …, потому что …". Концептуальный анализ полученных в эксперименте ассоциативных полей осуществлялся на основе выделенных в составленном нами тезаурусе метафорических моделей сфер образного отождествления медицинского знания [Алексеева, Мишланова 1997, 1998, 1999; Мишланова 1999, 2000].

скачать статью в формате word Полный вариант статьи в Word

    Сведения об авторе:

    Мишланова Светлана Леонидовна
    канд. филол. н., ст. преподаватель,
    кафедра иностранных языков,
    Пермская государственная медицинская академия,
    Пермь, Россия,
    E-mail: mishlanov@permonline.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::