|
|
|
|
|
|
АРГУМЕНТАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ мастер-класс
Л. Г. Васильев, e-mail: argumentation@list.ru
ЦЕЛЬ: создание у слушателей осознанной компетенции о том, как эффективно аргументировать в проблемных ситуациях для их продуктивного решения.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить слушателей с необходимостью умения аргументировать и со свойствами аргумента (0.5 часа).
- Ознакомить аудиторию с 4-ступенчатой системой создания аргумента (0,5 часа).
- Научить слушателей аргументированно представлять и эффективно защищать свою позицию в дискуссии (2 часа).
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
студенты, специалисты.
Программа прошла апробацию в учебных курсах по аргументации для студентов в Калужском госпедуниверситете.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Аргументация возникает в условиях формирования или противостояния мнений, когда коммуниканты преследуют цель разрешения спорной ситуации или вопроса. Аргументирование позиции должно носить конструктивный характер, исключать вербальную агрессию. Для этого необходимо прийти к согласию по поводу правильной и точной формулировки спорного вопроса. При этом нехватка аргументативных умений ведет к разрыву в общении.
Формулирование предмета спора основывается на точном проблемном вопросе. Последний может касаться пропозиций факта, оценки и действия, где бихевиористически примарным являются пропозиции действий. Правильное формулирование пропозиции позволяет определить аргументативные роли собеседников (отрицающая и доказывающая стороны) и их соответствующие функции - льготу презумпции и бремя доказывания.
Эффективная система создания (inventio) аргументов, основанная на тщательном анализе пропозиции, предусматривает конецптуальную проработку 4-х моментов: Проблемы, Вины, Решения, Последствий (в каждом из них выделяется ряд компонентов). Эта система является одновременно жесткой и гибкой и дает возможность совершенствовать способности к критическому мышлению. На примерах показывается, как можно пользоваться этой 4-ступенчатой системой.
Представление и защита своей собственной позиции реализуется на основе 4-тактной модели аргументирования: формулировка тезиса, подкрепление его фактами, приведение оснований для вывода, суммирование результата. Выделяются основания мотивации, авторитета, связи, каузации.
Предлагается ряд практических стратегий:
- защиты своей пропозиции: Проблема - Решение; Сравнительное преимущество; Идеальное решение;
- конструктивного возражения против пропозиции соперника: Отрицание потребности; Починка; Контр-План.
Выделяется 4 этапа защиты своей позиции от атаки соперника: Суммировние аргумента; Изложение возражения; Обоснование контр-возражения; Суммирование доводов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Метод по пп. 1-2 Целей - лекционно-дискуссионный, по п.3 - лекционно-тренинговый (в микрогруппах).
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: копир для размножения раздаточного материала.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА:
Васильев Лев Геннадьевич
доктор филол. наук, профессор
зав. кафедрой иностранных языков
Калужский госпедуниверситет
Член Координационного Совета РКА
Участник международных конференций по аргументации в Нидерландах (1998, 2002), Канаде (1999).
Участник Фулбрайтовской программы обмена (1994, Ун-т Штата Калифорния)
Все материалы ШКОЛЫ
Вернуться на главную страницу
| |