| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

О ЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Переверзев В.Н.
(Москва, Россия)

Статья опубликована:
Переверзев В.Н. О логической теории коммуникации // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" - "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.29-31

    Abstract
    Substantial aspects of logical theory of communication are considered. It is offered semantic explication of term "knowledge", "information", and "information message". (Рассматриваются содержательные положения логической теории коммуникации. Предложена семантическая экспликация терминов "знание", "информация", "ин-формационное сообщение".)

В самом общем плане можно утверждать, что коммуникация есть процесс передачи информации между людьми. Однако такого понимания явно недостаточно, по-скольку само понятие информации различными авторами трактуется в весьма широком диапазоне смысловых значений. До сих пор не выявлена и общая структура коммуникативного процесса. Известная схема "адресант - передача информации - адресат" может рассматриваться лишь как самое первое приближение к пониманию этой структуры. Между тем, в современной логике получены результаты, позво-ляющие сформулировать конструктивное и развернутое в деталях понимание ком-муникации. Правомерно говорить уже о целостной логической теории коммуника-ции (ЛТК), на основе которой технические и гуманитарные аспекты могут быть объ-единены в единый комплекс представлений о коммуникации. К числу наиболее важных содержательных положений ЛТК можно отнести, в частности, следующее:

1. Первичным по отношению к понятию коммуникации является понятие информации, тесно связанное, в свою очередь, с понятием знания. Изучение вопроса о том, "как знания представлены в уме человека" привело к пониманию того, что знания - те абстрактные объекты (отношения, понятия, числа, функции и т.д.), которые стали доступны пониманию конкретного человека или сообщества людей. Знания логически структурированы и отражают положение дел либо в мире внешних материальных объектов, либо в мире внутренних сенсорных представлений (перцепций) конкретного человека.

2. Знание может быть передано от одного человека к другому лишь, если оно представлено в объективной материальной форме, в качестве которой обычно ис-пользуется естественный или формальный язык. Знание, выраженное с помощью объективных языковых символов, тем самым отделяется от процесса понимания его конкретным человеком и приобретает статус формализованного знания или инфор-мации. Любая информация есть знание, но обратное неверно, поскольку кроме формализованного знания (информации) имеется, также, неформализованное знание, не выраженное с помощью каких-либо объективных символов (например, интуитивные знания экспертов).

3. Информацию необходимо отличать от ее материальных носителей - информационных сообщений, посредством которых она передается от адресанта к адреса-ту. Наиболее значимыми для современной коммуникации являются текстовые и графические информационные сообщения. Рассматриваемые безотносительно к вы-ражаемой ими информации, такие сообщения представляют собой упорядоченные совокупности комплофов - коммуникативных плоских фигур, являющихся материальными носителями отдельных письменных или графических символов. Именно комплофы являются непосредственными объектами кодирования, передачи и деко-дирования в процессе коммуникации.

4. Сама по себе информация не истинна и не ложна. Истинными или ложными могут быть лишь определенные информационные сообщения, посредством которых информация передается от адресанта к адресату. Объективное информационное сообщение истинно, если выражаемое им знание соответствует положению дел, имеющему место во внешнем мире; субъективное же информационное сообщение - если выражаемое им знание соответствует положению дел, имеющему место во внутреннем мире сенсорных представлений конкретного человека. Например, если субъект Х говорит: "Белые медведи живут в Африке", то тем самым Х порождает объективное информационное сообщение, которое очевидно ложно. Однако если этот же субъект Х скажет: "Я считаю, что белые медведи живут в Африке", то тем самым он создаст субъективное информационное сообщение, которое будет истин-ным в том случае, если Х действительно верит (считает, полагает), что белые медведи живут в Африке.

5. При передаче по электронным каналам связи количественному измерению подвергается не сама информация, а лишь степень сложности соответствующего информационного сообщения. Конечно, между объемом информационного сообщения и объемом выражаемой им информации имеется определенная связь, однако она носит нелинейный характер и в ряде случаев может вообще отсутствовать. К примеру, информационное сообщение "Абракадабра абракадирует абракадабренную абракадабру" имеет ненулевой количественный объем (52 байта), и в тоже время вообще не выражает какую-либо информацию.

6. Техническая модель коммуникации не позволяет анализировать коммуникативный процесс во всей его полноте, поскольку является, строго говоря, моделью лишь процесса передачи информационного сообщения по каналам связи, оставляя вне поля зрения "человеческий фактор" коммуникации. Полученное информацион-ное сообщение может быть неправильно интерпретировано адресатом в силу ряда факторов, относящихся к сфере его восприятия и мышления, в результате чего не будет достигнутая главная цель коммуникации - адекватное понимание переданной информации. С этой точки зрения, представляется целесообразным использовать логическую модель коммуникации, учитывающую, кроме технических, основные гуманитарные аспекты коммуникации.

скачать статью в формате word Статья в Word



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::