| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Раскладкина М. К.
(Ставрополь, Россия)

Статья опубликована: Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.1 - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.171-173

По данным исследования Computer Industry Almanac (2001), в России еженедельная аудитория Интернета составляет 3 миллиона пользователей. Это число стремительно растет, увеличивается и медийный сегмент Интернета. Это обусловлено различными причинами, в том числе использованием возможностей влияния качественно новой информационной среды на психические процессы человека и опорой на глубинные потребности человеческой психики.

Одним из методов психологического воздействия является управление свободой выбора посетителя информационных сайтов, создание у него иллюзии собственного влияния на информационные процессы, то есть иллюзии моделирования собственного информационного пространства. Это ощущение в гораздо меньшей степени характерно для читателя "бумажной" прессы и зрителя ТВ. Нами отмечены следующие факторы, положенные в основу формирования нового информационного агента.

Фактор выбора времени получения информации.

Обновление информации на новостных сайтах происходит практически ежеминутно (Lenta.ru). Пользователь Интернета может в любое удобное для него время получать нужные сведения, в отличие от читателя газет и зрителя ТВ, ограниченного сроками выпуска новостей.

Фактор выбора источника получения информации.

Пользователь Интернет имеет возможность выбора источников информации - разнообразных по спектру направлений и многочисленных. Практически невозможно приобретать весь спектр "бумажных" изданий различного направления и пересмотреть все новостные программы телеканалов.

Фактор выбора способов получения информации.

Подача новостей в газете и на ТВ однотипна, в рамках сложившегося индивидуального графического модуля - это тоже определенный способ воздействия. Интернет, пользуясь динамичностью интерфейса пользовательской программы, предоставляет возможность выбора способа получения интересующей оперативной информации:

  1. традиционное чтение новостей на выбранных сайтах;
  2. импорт новостей с сайта информационного агентства на свой сайт (Cnews.ru);
  3. "новости на рабочем столе" - лента новостей, импортируемая с сайта информационного агентства на рабочий стол вашего персонального компьютера (Crn.com);
  4. рассылка новостей сайта: почти ежеминутно пользователь может получать по электронной почте информацию на заинтересовавшую его тему с определенного новостного сайта (Gazeta.ru);
  5. рассылка анонсов основных материалов, появившихся на сайте - в рассылке присутствуют только заголовки и анонсы, для получения подробной информации пользователь должен перейти на сайт (Sovetnik.ru);
  6. серфинг по баннерам и "информерам" (Rbc.ru).

Фактор активности выбора.

Пользователю Интернета, как и читателю газеты, предоставляется реальная возможность выбирать интересующие его материалы и пропускать остальные. Информацию телевидения можно прекратить получать, лишь выключив телевизор, так как активный и пассивный процессы восприятия находятся в тесном взаимодействии.

Активный выбор зрителя телеканала огранивается переходом на другой канал либо выключением телевизора вообще. Для получения интересующей информации из газеты читатель "скользит" глазами по колонкам, пока его взгляд не будет остановлен в нужном месте. Пользователь Интернета при чтении новостей на сайте должен совершать определенные манипуляции, то есть производить активное действие - нажать кнопкой "мыши" на заинтересовавший заголовок или картинку, чтобы получить полный текст материала. При этом срабатывает основной эффект размещения информации в Интернете - "эффект айсберга", при котором "на поверхности" находится лишь заголовок (либо заголовок и лид текста), и процесс ее "извлечения" идентифицируется в сознании пользователя с собственным усилием ее получения. Этому же способствует незавершенность линейной структуры новости, чего не возникает при просмотре телепередач и чтении газет.

Кроме того, на создание собственного информационного пространства пользователя медиа-ресурсов Интернета влияют:

  • эффект присутствия (различные способы on-line способы взаимодействия пользователя с производителем новостей). В газете этот эффект отсрочен по времени - как публикация по письмам либо на предложенную читателем тему, на ТВ практически не прослеживается.
  • иллюзия свободы информации в Интернете (мнение о неподконтрольности и нерегулируемости ресурсов Интернета), любой пользователь может создать свой ресурс и размещать на нем информацию. На деле создание и поддержка (в том числе информационная) качественного, имеющего известность в оn-line ресурса требует больших финансовых затрат, осуществлять которые имеют возможность круги, заинтересованные в распространении определенной информации. Вопрос возможностей Интернета как PR-среды в силу новизны проблемы изучен недостаточно и требует внимания.

    скачать статью в формате word Статья в Word

      Сведения об авторе:

      Раскладкина Марина Константиновна
      преподаватель,
      кафедра истории и теории журналистики,
      факультет филологии и журналистики,
      Ставропольский государственный университет,
      Ставрополь, Россия
      e-mail:marina@stapravda.ru



    Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
    Вернуться на главную страницу

  •  
    Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
    При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
    ::Yamato web-design group::