| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В РОССИИ

Титова Е.В.
(Ростов-на-Дону, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 148-160

Слово "имидж" переводится с английского языка как образ, изображение. Изображение на картинке жизни, в глазах окружающих. Трудно найти человека, которому было бы по-настоящему безразлично, каким оно будет!

Так же, как мы рассматриваем знакомых и незнакомых людей, обращаем внимание на особенности их внешности, одежду, поведение, точно так же и другие люди не оставляют без внимания нас, оценивая как положительные, так и отрицательные стороны нашего внешнего облика. Наш облик, наш имидж в глазах знакомых и незнакомых людей сегодня имеет очень важную "коммуникативную" функцию. Внешний облик - это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков характер и темперамент. Имидж влияет не только на восприятие окружающими, но и на восприятие самого себя.

Проблема личности лидера всегда занимала центральное место в анализе российской политики. Никто из специалистов не ставит под сомнение, что во все времена, от Ивана Грозного до Ельцина, отечественный политический процесс во многом определялся личностными его составляющими.

Советский период принес новый тип лидера и по-новому поставил проблему его ленемитации. Даже простое перечисление высших руководителей советских времен: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев - показывает, что общее основание в виде политического режима еще не означает единообразия в типе лидерства. Распространенная концепция, трактующая лидерство советской эпохи в терминах авторитаризма - тоталитаризма, не дает адекватного объяснения психологическим отличиям перечисленных политиков. Остается непонятным, почему столь непохожими были годы их правления, в какой мере причиной различий стали личностные особенности, а в какой - природа системы.

Если в отношении харизматических персонажей ясно, что они обладали выраженной индивидуальностью. Стереотипные фразы, безликая внешность непривлекательных и часто очень немолодых и "одинаковых" людей - таков узнаваемый портрет деятеля того времени на всех этажах власти. Более того - выделяться, проявлять индивидуальность было попросту противопоказано тем, кто делал политическую карьеру.

Приход Горбачева и других лидеров перестройки явился революционным с точки зрения стиля. В политику вошли яркие, неповторимые индивидуальности. Личностно окрашенными стали их речь, жесты, поступки. Чем более непохожими на прежних вождей, критичными по отношению к ним они были, тем реальнее оказывался шанс выдвинуться. Политика с 1985 г. становилась все более публичной.

В последние годы наметилась новая политическая мода. На место "шоумена" пришел "хозяйственник", классическим воплощением которого явился московский мэр Лужков - "чистый профессионал", всячески подчеркивающий, что политика его мало интересует. Сегодняшний "хозяйственник" - публичный политик, одаренный коммуникативными способностями, гибкий и неординарный, использующий в своей практике местный колорит и деятельно решающий повседневные проблемы сограждан. Таким образом, можно сказать, что:

1. Личностный фактор значим в российской политике на всех этапах, независимо от качеств конкретных лидеров, их достоинств и недостатков, от того, был ли лидер просто бюрократом или отличался яркой индивидуальностью;

2. Собственно индивидуальность впервые стала рассматриваться как необходимый компонент лидерства лишь с развитием публичной политики;

3. Социальный и политический кризис последних лет потребовал от лидеров демонстрации их личностного потенциала. В то же время набор личностных переменных оценивается гражданами, как в целом, так и дифференцированно в контексте политической ситуации.

При анализе образа политика использовались три измерения личности, предложенные еще Дж.Осгудом: привлекательность, сила и активность. Упомянутые параметры широко применяются в политической психологии, как для оценки реального политика, так и для описания его "идеального прототипа".

Анализ эволюции образов российских политических лидеров выполнен на основе исследования, проведенного в Москве по общей методике в три этапа: в марте - апреле 1996 г. (накануне президентских выборов), в конце сентября 1996 г. (после этих выборов) и в марте 1997 г. Были опрошены в первом случае около 250, во втором и третьем - около 200 человек. В выборке пропорционально представлены три возрастные группы (18 - 30, 31 - 50, 51 - 75 лет) и примерно в равном количестве мужчины и женщины, люди с образованием и без. Профессиональный состав опрошенных также весьма разнообразен: студенты, домохозяйки, пенсионеры, люди умственного и физического труда. При отборе респондентов учитывались и их политические предпочтения: примерно треть опрошенных составляли люди, голосовавшие за Ельцина или имеющие либеральную ориентацию; другую треть - сторонники коммунистов; оставшуюся часть - аполитичные.

Процедура исследования включала проведение фокусированного интервью с предъявлением фотопортретов соответственно 12, 15 и 9 ведущих российских политиков в качестве стимульного материала. Обработка данных велась с помощью шкалирования оценок респондентами личностных качеств лидеров, а также политико-психологического анализа высказываний с последующим выделений рациональных и бессознательных уровней в их оценках властных фигур. Были построены три основные шкалы восприятия личностных качеств политиков: привлекательности, силы и активности. Для измерения личностных детерминант политического выбора граждан использовались дистантные методы. Преимущества такого подхода заключались в том, что при сравнении данных нашего исследования с результатами последних парламентских (1995 г.) и президентских (1996 г.) выборов удалось выделить личностные характеристики, которые коррелировали с решением граждан голосовать за определенного кандидата.

Задача исследования: выявить личностные характеристики, влияющие на аттрактивность политика не зависимо от того, что респондент о нем знает и даже узнает ли его в лицо.

скачать статью в формате Word Полный текст статьи в Word

    Сведения об авторе:

    Титова Екатерина Владимировна
    канд. психол. н.,
    ст. преподаватель,
    кафедра психологии,
    Институт управления,
    бизнеса и права,
    Ростов-на-Дону, Россия


Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::