ИЗДАНИЯ РКА:
- Официальный журнал РКА "THE RUSSIAN JOURNAL OF COMMUNICATION (RJoC)"
- Электронный журнал "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО"
- "ВЕСТНИК РКА" (архив)
- "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ" (архив)
Редакция научно-публицистического альманаха "СИБИРЬ. ФИЛОСОФИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ" Сибирского отделения Российской Академии Образования, института повышения квалификации (г.Новокузнецк)
приглашает к участию философов, социологов, историков,
культурологов, психологов, педагогов
и всех, кто занимается проблемами образования.
Мы готовы рассмотреть материалы, посвященные осмыслению
феномена образования, обсуждению различных педагогических
идей и концепций.
Основные тематические направления:
- Проблемы и перспективы современного образования
- Общетеоретические и методологические вопросы развития педагогической науки
- Философские, психологические и педагогические основания
отдельных педагогических подходов и практик
- Педагогические концепции и образовательные проекты
- Гуманитарные исследования в образовании
- Специфика региональных образовательных практик
Присылайте работы размером 4-16 страниц по e-mail:
almalit@ok.ru; almanac@ipk.zaoproxy.ru либо по почте (с
приложением электронного варианта на дискете 3,5, формат
файла *.doc) в адрес редакции.
На отдельном листе укажите авторские данные:
1. Фамилия, имя, отчество (полностью).
2. Ученая степень, звание (если есть).
3. Место работы (полностью, с указанием кафедры, отдела, лаборатории, факультета и т.п.), должность.
4. Домашний адрес, телефон, факс, E-mail.
Статьи в альманах 2003(7) принимаются до 31 октября 2003 года.
С уважением,
Главный редактор альманаха "Сибирь. Философия. Образование" Аркадий Цукер
Редакция альманаха "Сибирь. Философия. Образование"
Институт повышения квалификации
ул.Транспортная, 17
Новокузнецк 654000, Россия
(3843) 74 86 09, (3843) 74 89 94
E-mail: almalit@ok.ru; almanac@ipk.zaoproxy.ru
================================================
Приложение 2
Сибирское отделение Российской Академии Образования
Институт повышения квалификации (г.Новокузнецк)
СИБИРЬ. ФИЛОСОФИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
научно-публицистический альманах
Уважаемые теоретики и практики образования!
Предлагаем Вашему вниманию выпуск альманаха "Сибирь. Философия. Образование" 2002(6).
Каким воздухом дышит современное образование: все тем же
полным надежд воздухом педагогических инноваций или же
разочарованием, пессимизмом, усталостью? Как оценить,
насколько правильной дорогой мы движемся, не сбились ли с
пути, те ли ценности удерживаем, верный ли делаем выбор,
ориентируясь в огромном море современных педагогических и
образовательных возможностей?
В данном выпуске:
- Поиск оснований педагогики как фундаментальной науки.
- Обсуждение основных вопросов, требующих теоретического
осмысления в рамках рассмотрения проблемы существования
общего среднего образования в современных
социально-экономических условиях и его взаимоотношений с
государством.
- Материалы, посвященные теоретическим основаниям, а также
возможностям и особенностям практической реализации
коммуникативного, развивающего, экзистенциального,
личностно-значимого образования.
- Рассмотрение проблем изменения системы управления
образованием как на уровне образовательного учреждения,
так и на уровне региона.
Приобрести альманах Вы можете наложенным платежом, прислав
заявку в адрес редакции, по факсу либо по E-mail.
Стоимость без пересылки: 2002(6) - 85 руб.
В наличии также имеются выпуски: 2001(5) - 55 руб., 1998(2) - 25 руб., 1997(1) - 25 руб.
Наши координаты:
Аркадию Цукеру
Институт повышения квалификации
ул. Транспортная 17, Новокузнецк 654000
тел.: (3843) 74 86 09, факс: (3843) 74 89 94
E-mail: almalit@ok.ru; almanac@ipk.zaoproxy.ru
========================================
Приложение 3
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
альманаха "Сибирь. Философия. Образование" 2002(6)
Раздел "Проблемы и перспективы современного образования"
Проблема педагогического знания: от прикладного к
фундаментальному
Цукер Аркадий Альтерович - зав. лабораторией игровых
технологий Института повышения квалификации, г.Новокузнецк
Статья посвящена анализу современной педагогической науки.
Автор, отмечая прикладной характер современной педагогики,
говорит о необходимости выделения онтологической основы
педагогического знания, и в этом смысле о необходимости
создания фундаментальной педагогической науки. Предметом
теоретической педагогики, по мнению автора, могут
выступить взаимоотношения поколений, поколений как
носителей определенной культуры, определенного образа
жизни.
Среднее образование, рынок и государство (заочный
круглый стол)
Здесь представлены материалы обсуждения ситуации,
складывающейся в современном массовом российской среднем
образовании. В работе круглого стола приняли участие
ученые и педагоги из городов Барнаула, Новосибирска,
Новокузнецка, Томска, Ростова, Междуреченска. Итогом стала
фиксация двух вариантов дальнейшего движения российского
среднего образования и ряда вопросов, требующих детальной
теоретической проработки.
Раздел "Коммуникативное образование"
Что такое коммуникация и нужно ли нам
коммуникативное образование
Матьяш Ольга Ивановна - кандидат педагогических наук,
Ph.D., президент Российской Коммуникативной Ассоциации,
США
Автор рассматривает становление основных зарубежных
подходов к изучению феномена коммуникации, уделяя особое
внимание так называемым ?социальным подходам к
коммуникации, их базовым положениям. В статье также
говорится о необходимости коммуникативного образования,
особенностях коммуникативной подготовки в университетах
США. Отдельно акцентируется важность и целесообразность
привлечения опыта западной высшей школы, с ее уже
разработанным содержанием и действующими моделями
коммуникативного образования, опираясь, при этом, на
российские культурные исследовательские и образовательные
традиции.
Языковая подготовка: коммуникативный подход
Макавчик Вера Олеговна - преподаватель кафедры русского
языка как иностранного Института международного
образования Томского политехнического университета
Максимов Владимир Владимирович - кандидат филологических
наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института
языковой коммуникации Томского политехнического
университета
В работе анализируются особенности языковой подготовки с
точки зрения коммуникативно-риторического подхода. В
частности, авторы рассматривают вопросы конструирования и
освоения различных речевых произведений, высказываний,
представляют материалы, связанные с конструированием
текстов (на примере учебной дисциплины "Русский язык как
иностранный"). Отмечается также ряд преимуществ
использования в учебном процессе
коммуникативно-риторических методик, в отличие от методик
лингво-грамматического подхода.
Раздел "Развивающее образование"
Интенсивные формы в образовании
Ермаков Семен Вячеславович - кандидат философских наук,
доцент психолого-педагогического факультета Красноярского
государственного университета, зам. директора НОУ "Школа
Антропоники и Программирования", научный руководитель
проекта "Школы Развития"
Ануфриева Софья Геннадьевна - студентка 5 курса
психолого-педагогического факультета Красноярского
государственного университета, сотрудник проекта "Школы
Развития", менеджер интенсивных школ в г.Назарово
Данная работа посвящена анализу такого явления в
современном российском образовании, как Интенсивные Школы
(иногда Летние Школы и т.п.). Авторы выделяют эти Школы в
отдельное направление, определяемое ими как параллельное
образование, рассматривают основные принципы организации
Интенсивных Школ, а также особенности их содержания в
зависимости от того или иного образовательного проекта
(КЛШ, Школы Развития, Школы Гуманитарного Образования,
Школы Городского Актива, Школы Социального Творчества).
Раздел "Экзистенциальное образование"
Можно не скучать. Введение в экзистенциальное
образование
Лукьянов Олег Валерьевич - кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной и гуманистической психологии
факультета психологии Томского государственного
университета, экзистенциальный терапевт
В работе раскрывается сущность экзистенциального
образования как образования, в котором человек обучается
создавать время для творчества, время для диалога, время
для жизни. Как сделать свою жизнь более осмысленной и
счастливой - вот основной вопрос, обсуждаемый в
экзистенциальном образовании.
Раздел "Личностно-значимое образование"
Просто "так", или о рефлексивной "такости" и
эмпатической "этакости"
Пузыревский Валерий Юрьевич - кандидат философских наук,
доцент кафедры педагогики Ленинградского областного
института развития образования, ответственный секретарь
Агентства образовательного сотрудничества, Санкт-Петербург
"Так" - как часто мы слышим это слово и произносим его
сами, не задумываясь над тем, а что это означает какой
смысл несет, как отражает мироощущение и мировосприятие
говорящего. Над этими вопросами и размышляет автор.
Казалось бы просто слово, три звука, но как много оно
может рассказать нам о нас самих?
Гносеодрама как образовательная технология
Пузыревский Валерий Юрьевич - кандидат философских наук,
доцент кафедры педагогики Ленинградского областного
института развития образования, ответственный секретарь
Агентства образовательного сотрудничества, Санкт-Петербург
Воробьев Валерий Владимирович - практический психолог,
театральный режиссер, Москва
В статье раскрывается сущность гносеотерапевтического
подхода в образовании, композиция и особенности
использования гносеодрамы как образовательной технологии в
учебном процессе школы. В качестве примера авторы приводят
пошаговое описание гносеодраматической образовательной
технологии ?Сталкер?. Отдельно освещаются возможные
проблемы признания и освоения учителями принципов работы в
личностно-значимом образовании.
Феномен эмпатии в контексте современной западной
философии
Пузыревский Валерий Юрьевич - кандидат философских наук,
доцент кафедры педагогики Ленинградского областного
института развития образования, ответственный секретарь
Агентства образовательного сотрудничества, Санкт-Петербург
Автор рассматривает понятие ?эмпатии? как основание
личностно-значимого образование. В работе анализируется
процесс возникновения философского интереса к феномену
эмпатии, особенности и этапы ее (эмпатии) реабилитации и
дискредитации различными философскими школами,
подчеркивается значение проведенных, преимущественно
имплицитных, философских исследований для понимания роли
данного феномена в определении и установлении меры
чувственного отождествления и рационального различения,
конкретно-критического и абстрактно-теоретического,
этического и методического в познании, понимании,
отношении и общении.
Раздел "Концепции управления"
Созидательное управление школой: к постановке
вопроса
Моисеев Александр Матвеевич - кандидат педагогических
наук, доцент, зав. лабораторией развития образовательного
менеджмента Института педагогических инноваций РАО, Москва
В данной работе раскрываются особенности созидательного,
развивающего управления школой, а также свойства,
являющиеся антиподами рассматриваемого типа управления.
Для прояснения позиции о правомерности идеи развивающего
управления, а также правомерности использования понятия
?развивающее управление школой? автор отвечает на ряд
часто задаваемых в ходе различных обсуждений вопросов.
Об особенностях управления образовательными
системами регионального уровня на современном этапе
Черник Борис Петрович - кандидат физико-математических
наук, профессор кафедры управления образованием
Новосибирского государственного педагогического
университета
Статья посвящена анализу развития отечественной теории
управления образованием, раскрытию основных этапов ее
становления. Автор обобщает многообразие современных
подходов к понятию "управление", выявляет одну из ключевых
проблем теории управления - проблему изучения развивающих
эффектов управления и эффектов развития самого управления,
а также исследования особенностей основных управленческих
механизмов, обеспечивающих перевод региональных
образовательных систем из режима стабильного
функционирования в режим устойчивого развития с учетом
изменения характера управленческой деятельности от
направляющего и контролирующего к экспертирующему и
координирующему. Фиксируется также ряд противоречий,
обуславливающих недостатки как на теоретическом, так и на
практическом уровнях управления региональными
образовательными системами.
|