|
|
|
|
|
|
ОБ ОДНОМ СПОСОБЕ "ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ" КОММУНИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ТЕЛЕКЛАССЕ
Уваров А.Ю.
(Москва, Россия)
Статья опубликована:
Уваров А.Ю. Об одном способе "очеловечивания" коммуникации учителя в ТелеКлассе
// Материалы международной научно-практической конференции
"Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" -
"Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences"),
Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.145-148
Abstract
An approach to humanized teacher's position in TeleClass is discussed. The Hi-Touch trend in tele-teaching can be supported with the development of a formal procedure to classify students in TeleClass as well as they are classified by teacher in a regular class on intuitive basis. The instrument to develop this procedure is proposed. This instrument can be used to extract cognitive constructs and humanize the communication in TeleClass as well as for teacher's development also.
Более двадцати лет назад Дж. Найсбит в качестве одного из мегатрендов [1] выделил параллельное движение "Hi-Tech - Hi-Touch". Действительно, чем более технологичной/технической является среда обитания, тем больше ощущается потребность в настоящих человеческих контактах, тем сильнее к ним стремятся участники совместной деятельности. Так, регулярные встречи на очных семинарах компенсируют недостаток человеческого общения в распределенном международном коллективе разработчиков, которые повседневно сотрудничают с помощью Интернет (электронная почта, списки рассылки, телеконференции и т.п.). Однако, существуют такие приложения, где подобная компенсация затруднена или практически невозможна. Среди них обучение на расстоянии или "телеобучение" (подробнее о телеобучении см. [2]).
Одно из главных технологических преимуществ этой формы учебной работы (по сравнению с привычным заочным обучением) - исключение физических перемещений участников учебного процесса. Нехватка параллельного движения в сторону "Hi-Touch" хорошо ощущается практически работающими педагогами. Эту нехватку приходится компенсировать различными технологическими приемами. Так, для организаторов совместных телекоммуникационных проектов практически обязательным педагогическим и технологическим требованием стало включение в каждый проект того или иного варианта процедур очеловечивания отношений: "знакомство", "прощание", "поздравление" и т.п. [3] Эти процедуры помогают участникам проектов составить себе некоторое представление о своих сетевых партнерах.
Эта проблема особенно остро встают в условиях ТелеКласса - систематической учебной работы педагога с группой обучаемых, когда вся связь между членами группы осуществляется с помощью Интернет. Особенно страдает от этого преподаватель. В традиционной школе опытный учитель уже к середине первого урока в новом классе может составить для себя общее представление о присутствующих и вести учебную работу с учетом этого представления. В условиях ТелеКласса это сделать непросто. В результате, опытные педагоги чувствуют заметный дискомфорт, при работе с новой группой учащихся в сети: интуитивно выстроенный "портрет" участника взаимодействия отсутствует. Лишь постепенно, получив от учащихся достаточное количество сообщений, учитель начинает выстраивать представление о членах ТелеКласса. Основой для этого служат фотопортреты учеников (которые присылают не все), наблюдения за ходом учебной работы с сетевыми материалами, особенности письменной речи, результаты ответов на задания, поведение в телеконференциях, чатах и т.п. Однако, и в этом случае, "индивидуальные педагогические портреты" учеников остаются достаточно расплывчатыми, что оставляет у учителя ощущение неудовлетворенности (один из учителей сформулировал это так: "Общение с учениками в ТелеКлассе напоминает игру в волейбол одной рукой"). Возникает вопрос, можно ли в условиях ТелеКласса сохранить используемую в традиционном классе способность учителя быстро "распознавать обучаемых".
Чтобы ответить на этот вопрос утвердительно, надо уметь решать прямую и обратную задачи: выяснить, как классифицирует школьников педагог, заходя в незнакомый класс, и разделить участников ТелеКласса, в соответствии с этой классификацией, без участия преподавателя. Прямая задача является основной. Если соответствующие классификационные параметры выявлены, оценка значения этих параметров и разбиение участников ТелеКласса на соответствующие группы (которые представляются учителю как результат) становится делом техники и сравнительно просто реализуется с помощью соответствующих вопросников и заданий, которые естественно предложить учащимся на этапе регистрации и/или в ходе процедуры "знакомство".
Для решения основной задачи предлагается воспользоваться теорией личностных конструктов (подробнее о репертуарных решетках и конструктах см. [5]). Конструкт - это свойство, различительная линия, основание бинарного деления мира, которое служит инструментом человеческого восприятия. Накапливая опыт работы в классе, общаясь со школьниками, учитель постепенно выстраивает для себя индивидуальную систему взаимосвязанных конструктов, которая помогает ему ориентироваться в классе. Чем опытнее учитель, чем большее количество свойств или характеристик учащихся он включает в рассмотрение, тем больше у него соответствующих конструктов, тем сложнее их система, тем выше его когнитивная сложность и более адресной становится работа с обучаемыми. Система конструктов педагога - это его образ присутствующих в классе учеников, и этот образ индивидуален. Поэтому, выявлять и использовать конструкты лучше на персональной основе. Конечно, естественно предположить существование когнитивного сходства, похожести образов мира у членов единого профессионального сообщества (по мнению создателя отечественной Интернет-ориентированной методики выявления конструктов, доцента Ярославского университета, кандидата психологических наук, Ларисы Львовны Травиной, у членов единого профессионального сообщества системы конструктов, используемых в работе, как правило совпадают). Без этого учителя из одной школы вряд ли смогли бы договориться о совместной работе с тем или иным учащимся, обмениваться содержательными впечатлениями о классе. Однако, для работы в ТелеКлассе учителю предпочтительнее использовать индивидуальные системы конструктов (автор согласен с тем, что этот вопрос требует дополнительного экспериментального изучения).
Сегодня существует эффективная Интернет-методика выявления личностных конструктов, разработанная Л. Л. Травиной (cм. [6]). Она помогает учителю в режиме он-лайн отобрать примеры учеников и эксплицировать соответствующую систему конструктов. Как показал опыт использования этой методики группой московских учителей, выявление конструктов и построение кластерных деревьев учащихся побуждает педагогов специально задуматься о языке, который они используют для описания учащихся, выбираемых для этого свойствах, обсуждать выявляющиеся сходства и различия и, в конечном итоге, повышать уровень своего профессионального самосознания. Таким образом, решение задачи повышения уровня "человечности" работы учителя в ТелеКлассе порождает инструмент для соответствующего повышения квалификации педагогов. В этом еще раз проявляются возможности Интернет и средств телеобучения как педагогического колайдера или синхрофазотрона.
Библиографические ссылки:
- Naisbitt, J. Megatrends. New York: Warner Books, 1982.
- А.Ю. Уваров Компьютерная коммуникация и современное образование // "Педагогическая информатика", № 2, 1997
- А.Ю. Уваров Учебные телекоммуникационные проекты в классе (Библиотечка методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск третий), изд. БГПУ, Барнаул, 1996.
- Джордж Келии Теория личности. Психология личностных конструктов. Изд-во "Речь", С.-Петербург, 2000 г.
- http://uchcom.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/
Статья в Word
Сведения об авторе:
Уваров Александр Юрьевич
Университет Российской академии образования
проректор, кандидат педагогических наук
e-mail: auvarov@online.ru
Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу
| |