| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

АРГУМЕНТОЛОГИЯ: ДИАЛОГИЧНОСТЬ МОНОЛОГА И МОНОЛОГИЧНОСТЬ ДИАЛОГА

Васильев Л. Г.
(Калуга, Россия)

Тезисы пленарного доклада на II Международной конференция РКА "КОММУНИКАЦИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ" ("Коммуникация-2004") "COMMUNICATION: THEORETICAL APPROACHES AND PRACTICAL APPLICATIONS" (Communication-2004)

1. Аргументология - сравнительно молодая (особенно для российской научной традиции) коммуникативная дисциплина. Ее объект - дискуссии и рассуждения в рациональном ракурсе. Ее коммуникативный статус определяется самим характером ее манифестации - в текстах на естественном языке, а также прагматическим фактором, выражающимся в ощущении важности умения здраво и убедительно рассуждать, что является, частности, основой помещения этой дисциплины в спектр обязательных на первой ступени вузовского образования, например, в Северной Америке. Возникнув в рамках философии (на стыке логики и риторики), аргументология (или теория аргументации - argumentation theory) более не замыкается в рамках "науки всех наук". Ее межотраслевая природа заключается в широком диалоге представителей философии, логики, лингвистики, педагогики и иных наук по практически всем важнейшим аспектам этой дисциплины, что неудивительно, учитывая ее молодость.

2. Аргументологические исследования в рамках отдельной (хотя и очень широкой) научной дисциплины наиболее успешно ведутся в настоящее время зарубежными учеными, имеющими базовое философское образование (ср. направления "критическое мышление", "прагмадиалектика", "неформальная логика"). Эти исследования во многом основаны на дискуссиях между направлениями, т.е. на диалоге (ср. регулярные международные конференции в Нидерландах, США (с важнейшей областью приложения - юриспруденцией), Канаде).

3. Аргументологические исследования в рамках разных научных дисциплин - лингвистики, психологии, педагогики и т.п. до сих пор весьма разрознены и volens nolens опираются на теоретические достижения, предлагаемые в философско-ориентированных исследованиях. Диалога как такового между этими дисциплинами пока не получается, не в последнюю очередь, видимо, в силу ненаработанности собственно внутридисциплинарных аргументологических аппаратов исследования.

4. В теоретическом плане исследование (в частности, лингвистически ориентированное) диалога на естественном языке может проводиться раздельно для стратегического и тактического аспектов. При этом принцип исследования в этих аспектах может быть разным; в частности, (а) целеполагающим с приматом кооперативности, ориентированным на установление механизмов снятия разногласий в позициях коммуникантов и (б) концептуальным с приматом анализа, ориентированным на выявление качества аргументации коммуникантов. Такое различие в принципах позволяет говорить о диалогичности VS монологичности как об исследовательских методиках, вопрос о сводимости которых друг к другу (или даже о совместимости) требует отдельного теоретического изучения.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    ВАСИЛЬЕВ Лев Геннадьевич,
    член Редакционного Совета РКА
    Доктор филологических наук, профессор,
    Калужский государственный педагогический университет.
    e-mail: lev@kspu.kaluga.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::