| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

27.12.2003
КАКИМ БУДЕТ ОБРАЗОВАНИЕ В США ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

По прогнозам министерства образования США, в следующие 10 лет число молодых людей в возрасте 18-24 лет вырастет с 27,3 млн до 30,5 млн человек. В результате абитуриентов в американских вузах станет больше на 16%.

Среди них число представительниц слабого пола возрастет с 8,7 млн до 10,3 млн, поступивших на последипломное образование станет больше на 12%, рост числа школьников в частных школах составит 17%, а в государственных - 15%. При этом, если ситуация будет развиваться предсказуемо, только 16% от сегодняшнего количества студентов высших учебных заведений в возрасте 18-24 лет будут учиться очно и проживать в кампусах университетов. Свыше половины студентов высших учебных заведений будут учиться по заочной схеме, 80% намерены работать параллельно с получением высшего образования.

Появление дистанционного образования можно определить как "виртуальную революцию": сегодня 3 млн американских студентов собираются получить высшее образование дистанционным методом, не переступив порога университета или колледжа.

Уже сейчас в американском университете Феникса (University of Phoenix) из 140 000 студентов 60 000 обучаются дистанционно, из них только 4 000 являются иностранцами. Акции группы <Аполло>, которой принадлежит университет, выросли с января 2000 года на 500%.

Университет Феникса не составляет конкуренции прославленным вузам, входящим в Лигу плюща (Ivy League), но вполне может состязаться по популярности и уровню образования с государственными университетами и небольшими частными колледжами. Причем в этом сегменте образовательного рынка дела идут удачно далеко не у всех: например, из-за сокращения финансирования в США за последние 10 лет были закрыты свыше 200 колледжей. Все большее распространение получает зачисление в университеты через интернет. Несмотря на то что эта тенденция увеличивает загруженность приемных комиссий, количество вузов, предлагающих онлайновую форму зачисления, увеличилось в 2001 году с 75% до 83% от общего числа.

Бизнес не остается в стороне от этого процесса: такие фирмы, как Docufide и Xap.com, предлагают выпускникам средних школ электронную версию их документов о среднем образовании. Больше половины выпускников американских школ поступают в общественные колледжи (community college). Так как сражение за топ-университеты усиливается, общественные колледжи начинают выдвигать повышенные требования к абитуриентам и улучшать академические образовательные программы. В результате они становятся в ряде штатов своеобразными пропускниками в рейтинговые американские вузы. Например, колледж Miami-Dade, расположенный во Флориде, принимает на дипломные программы выпускников средних школ, имеющих SAT не менее 1200 или GPA 3,7. В результате такой приемной политики несколько выпускников колледжа поступили в престижные Колумбийский университет (Columbia University), Йель (Yale University) и Джорджтаун (Georgetown University). Общественные колледжи также стремятся заключать договоры с университетами, чтобы обеспечить плавный переход студентов из колледжа в университет. 33% поступивших в прошлом году в калифорнийский Беркли (Berkley) составили выпускники колледжей, тогда как выпускники средних школ составили всего 26%.

Всего в 1100 американских общественных колледжах обучается свыше 50% выпускников школ, или 44% от всех студентов бакалаврских программ. 20% от ныне работающих преподавателей начинали свое обучение в колледжах. Если принимать во внимание национальный состав, то, согласно отчету Американской ассоциации общественных колледжей, третью часть студентов составляют национальные меньшинства. Особенно их число велико в штатах Флорида, Калифорния и Техас.

Женщин, учащихся в колледжах, заметно больше, чем мужчин: например, в 2000 году на 100 мужчин приходилось 128 женщин. К 2010 году эти показатели составят 100 и 138 соответственно.

Среди женщин чаще всего получают степень бакалавра опять же представительницы Азии и испаноговорящих стран. Процент женщин, получивших образование по той или иной медицинской специальности, увеличился за период с 1970 по 2000 годов с 8,4% до 42,7%, в юриспруденции - с 5,4% до 54,9%, а у получивших степень МВА - с 3,6% до 39,8%.

Рост числа студентов в США легко объясним: доходы окончивших колледж в среднем заметно выше, чем у их сверстников, ограничившихся средней школой. Статистика говорит, что на сегодняшний момент выпускники колледжей в течение всей жизни зарабатывают на 1 160 000 долларов (мужчины) и на 600 000 долларов (женщины) больше, чем выпускники средних школ.

На развитие образования Америка тратит 1,1% от годового дохода на душу населения. Это средняя цифра: она меньше, чем в Финляндии с ее рекордными 1,7%, но значительно больше, чем в Великобритании, у которой этот показатель составляет 0,3%.

Вместе с тем именно проблема финансирования высшего образования становится в Америке одной из самых болезненных тем. Сокращение белого населения, являющегося основным плательщиком налогов, и увеличение количества представителей так называемого цветного населения, доходы которых в среднем по стране в два раза ниже, приводят к более низкой налогоплатежности населения в целом. Нельзя забывать и о значительных бюджетных расходах, которых потребовали меры чрезвычайной безопасности после атаки на башни-близнецы и последующая война в Ираке.

Результат - недобор налогов, который сказывается и на сокращении средств, выделяемых на образование на уровне штатов, и к урезанию федеральных источников финансирования. Прибавьте к этому также экономический кризис и увеличение числа безработных.

Впрочем, не только проблема финансирования стоят перед американским образованием. Вторая проблема - математика. Если такой показатель, как литературная грамотность 15-летних американских школьников находится примерно на уровне этого показателя их сверстников из других промышленно развитых стран, то всего 17% выпускников средних школ США имеют приемлемый уровень знаний по математике.

Ежегодный отчет Национального центра образовательной статистики содержит любопытные цифры: оказывается, уровень знаний по математике в американских школах обратно пропорционален количеству бесплатных завтраков. Т. е. количество <математиков> в школах сокращается, в то время как количество бесплатных едоков увеличивается.

При этом, как мы уже отмечали, в целом число абитуриентов и студентов растет. Несмотря на то что 70 млн человек, относящихся к трудоспособному американскому населению, не имеют степени бакалавра, а 75% населения старше 25 лет и не помышляют о получении высшего образования, количество выпускников школ, ежегодно поступающих в вузы, приблизилось к 60%. Учебных заведений, в которых можно получить высшее образование, становится все больше. Современные технологические возможности способствуют возникновению международных высших учебных заведений, не умещающихся в рамках привычных образовательных границ. Поэтому, по мнению Артура Левина, в настоящий момент можно было бы предложить следующую классификацию вузов:

"Кирпичные вузы" (традиционные);

"Кликабельные вузы" (виртуальные);

"ирпично-кликабельные" (комбинация первых двух типов).

Еще одна характерная тенденция: высшее образование становится более индивидуализированным. Теперь прежде всего сам студент, а не вуз, определяет свой учебный план. Поэтому роль высших учебных заведений в образовательном пространстве начинает меняться, а фокус в передаче знаний начинает смещаться от широкого <преподавания> к более избирательному "обучению", которое предполагает обдуманный выбор курсов и преподавателей.

Впрочем, не только студенты становятся более свободными от традиционного преподавания. Профессорско-преподавательский состав благодаря современным коммуникациям в ближайшие годы также будет все меньше привязан к конкретному вузу.

Итак, подводя итог, можно выделить 4 тенденции в развитии вузовского образования в США в ближайшее десятилетие. Это движение в сторону присвоения квалификаций, связанных со способностью личности к определенной работе, более тесное сотрудничество с индустрией, более интенсивное использование передовых технологий и смена парадигмы преподавание - обучение на обучение - преподавание.

Материал на основе открытых источников подготовлен Маргеритой ДЭННИС, университет Саффолка (Suffolk University), США



 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::