27.12.2003
КАКИМ БУДЕТ ОБРАЗОВАНИЕ В США ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ
По прогнозам министерства образования США, в следующие 10 лет число
молодых людей в возрасте 18-24 лет вырастет с 27,3 млн до 30,5 млн человек. В
результате абитуриентов в американских вузах станет больше на 16%.
Среди них число представительниц слабого пола возрастет с 8,7 млн до
10,3 млн, поступивших на последипломное образование станет больше на
12%, рост числа школьников в частных школах составит 17%, а в
государственных - 15%. При этом, если ситуация будет развиваться
предсказуемо, только 16% от сегодняшнего количества студентов высших
учебных заведений в возрасте 18-24 лет будут учиться очно и проживать в
кампусах университетов. Свыше половины студентов высших учебных
заведений будут учиться по заочной схеме, 80% намерены работать
параллельно с получением высшего образования.
Появление дистанционного образования можно определить как "виртуальную
революцию": сегодня 3 млн американских студентов собираются получить
высшее образование дистанционным методом, не переступив порога
университета или колледжа.
Уже сейчас в американском университете Феникса (University of Phoenix)
из 140 000 студентов 60 000 обучаются дистанционно, из них только 4 000
являются иностранцами. Акции группы <Аполло>, которой принадлежит
университет, выросли с января 2000 года на 500%.
Университет Феникса не составляет конкуренции прославленным вузам,
входящим в Лигу плюща (Ivy League), но вполне может состязаться по
популярности и уровню образования с государственными университетами и
небольшими частными колледжами. Причем в этом сегменте образовательного
рынка дела идут удачно далеко не у всех: например, из-за сокращения
финансирования в США за последние 10 лет были закрыты свыше 200
колледжей. Все большее распространение получает зачисление в
университеты через интернет. Несмотря на то что эта тенденция
увеличивает загруженность приемных комиссий, количество вузов,
предлагающих онлайновую форму зачисления, увеличилось в 2001 году с 75%
до 83% от общего числа.
Бизнес не остается в стороне от этого процесса: такие фирмы, как
Docufide и Xap.com, предлагают выпускникам средних школ электронную
версию их документов о среднем образовании. Больше половины выпускников
американских школ поступают в общественные колледжи (community college).
Так как сражение за топ-университеты усиливается, общественные колледжи
начинают выдвигать повышенные требования к абитуриентам и улучшать
академические образовательные программы. В результате они становятся в
ряде штатов своеобразными пропускниками в рейтинговые американские вузы.
Например, колледж Miami-Dade, расположенный во Флориде, принимает на
дипломные программы выпускников средних школ, имеющих SAT не менее 1200
или GPA 3,7. В результате такой приемной политики несколько выпускников
колледжа поступили в престижные Колумбийский университет (Columbia
University), Йель (Yale University) и Джорджтаун (Georgetown
University). Общественные колледжи также стремятся заключать договоры с
университетами, чтобы обеспечить плавный переход студентов из колледжа
в университет. 33% поступивших в прошлом году в калифорнийский Беркли
(Berkley) составили выпускники колледжей, тогда как выпускники средних
школ составили всего 26%.
Всего в 1100 американских общественных колледжах обучается свыше 50%
выпускников школ, или 44% от всех студентов бакалаврских программ. 20%
от ныне работающих преподавателей начинали свое обучение в колледжах.
Если принимать во внимание национальный состав, то, согласно отчету
Американской ассоциации общественных колледжей, третью часть студентов
составляют национальные меньшинства. Особенно их число велико в штатах
Флорида, Калифорния и Техас.
Женщин, учащихся в колледжах, заметно больше, чем мужчин: например, в
2000 году на 100 мужчин приходилось 128 женщин. К 2010 году эти
показатели составят 100 и 138 соответственно.
Среди женщин чаще всего получают степень бакалавра опять же
представительницы Азии и испаноговорящих стран. Процент женщин,
получивших образование по той или иной медицинской специальности,
увеличился за период с 1970 по 2000 годов с 8,4% до 42,7%, в
юриспруденции - с 5,4% до 54,9%, а у получивших степень МВА - с 3,6% до
39,8%.
Рост числа студентов в США легко объясним: доходы окончивших колледж в
среднем заметно выше, чем у их сверстников, ограничившихся средней
школой. Статистика говорит, что на сегодняшний момент выпускники
колледжей в течение всей жизни зарабатывают на 1 160 000 долларов
(мужчины) и на 600 000 долларов (женщины) больше, чем выпускники
средних школ.
На развитие образования Америка тратит 1,1% от годового дохода на душу
населения. Это средняя цифра: она меньше, чем в Финляндии с ее
рекордными 1,7%, но значительно больше, чем в Великобритании, у которой
этот показатель составляет 0,3%.
Вместе с тем именно проблема финансирования высшего образования
становится в Америке одной из самых болезненных тем. Сокращение белого
населения, являющегося основным плательщиком налогов, и увеличение
количества представителей так называемого цветного населения,
доходы которых в среднем по стране в два раза ниже, приводят к более
низкой налогоплатежности населения в целом. Нельзя забывать и о
значительных бюджетных расходах, которых потребовали меры чрезвычайной
безопасности после атаки на башни-близнецы и последующая война в Ираке.
Результат - недобор налогов, который сказывается и на сокращении
средств, выделяемых на образование на уровне штатов, и к урезанию
федеральных источников финансирования. Прибавьте к этому также
экономический кризис и увеличение числа безработных.
Впрочем, не только проблема финансирования стоят перед американским
образованием. Вторая проблема - математика. Если такой показатель, как
литературная грамотность 15-летних американских школьников находится
примерно на уровне этого показателя их сверстников из других
промышленно развитых стран, то всего 17% выпускников средних школ США
имеют приемлемый уровень знаний по математике.
Ежегодный отчет Национального центра образовательной статистики содержит
любопытные цифры: оказывается, уровень знаний по математике в
американских школах обратно пропорционален количеству бесплатных
завтраков. Т. е. количество <математиков> в школах сокращается, в то
время как количество бесплатных едоков увеличивается.
При этом, как мы уже отмечали, в целом число абитуриентов и студентов
растет. Несмотря на то что 70 млн человек, относящихся к трудоспособному
американскому населению, не имеют степени бакалавра, а 75% населения
старше 25 лет и не помышляют о получении высшего образования, количество
выпускников школ, ежегодно поступающих в вузы, приблизилось к 60%.
Учебных заведений, в которых можно получить высшее образование,
становится все больше. Современные технологические возможности
способствуют возникновению международных высших учебных заведений, не
умещающихся в рамках привычных образовательных границ. Поэтому, по
мнению Артура Левина, в настоящий момент можно было бы предложить
следующую классификацию вузов:
"Кирпичные вузы" (традиционные);
"Кликабельные вузы" (виртуальные);
"ирпично-кликабельные" (комбинация первых двух типов).
Еще одна характерная тенденция: высшее образование становится более
индивидуализированным. Теперь прежде всего сам студент, а не вуз,
определяет свой учебный план. Поэтому роль высших учебных заведений в
образовательном пространстве начинает меняться, а фокус в передаче
знаний начинает смещаться от широкого <преподавания> к более
избирательному "обучению", которое предполагает обдуманный выбор курсов
и преподавателей.
Впрочем, не только студенты становятся более свободными от традиционного
преподавания. Профессорско-преподавательский состав благодаря
современным коммуникациям в ближайшие годы также будет все меньше
привязан к конкретному вузу.
Итак, подводя итог, можно выделить 4 тенденции в развитии вузовского
образования в США в ближайшее десятилетие. Это движение в сторону
присвоения квалификаций, связанных со способностью личности к
определенной работе, более тесное сотрудничество с индустрией,
более интенсивное использование передовых технологий и смена парадигмы
преподавание - обучение на обучение - преподавание.
Материал на основе открытых источников подготовлен Маргеритой ДЭННИС, университет Саффолка (Suffolk University), США
|