| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

02.10.2005

ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ АССОЦИАЦИИ АМЕРИКИ "HOPE AT LUTHER - 2005"

Российский дневник Ольги Крюковой

Этот материал - заметки о том, как проходил в этом году ежегодный семинар "Hope at Luther", проводимый NCA для повышения квалификации преподавателей американских вузов, преподающих дисциплины коммуникативного блока и собравшихся в Лютеранском колледже для обсуждения наболевших вопросов с мэтрами преподавания этих дисциплин.

Второй раз в истории NCA и РКА в работе этого семинара принимал участие российский приглашенный участник, который имел возможность работать вместе с группой американских профессоров и быть погруженным в их творческий процесс обсуждения острых вопросов содержания и методов обучения социальной коммуникации - вопросов, так остро интересующих нас здесь в России. Вот мои впечатления о том, что было этим летом в Лютеранском колледже.

Немного истории. В течение 15 лет вузовские преподаватели коммуникативных дисциплин собирались в штате Мичиган на базе Hope College, Голландия. На 16 году проведения этого семинара его место сбора переместилось в городок Декора, Лютеранский колледж штата Айова. Поэтому одно из названий этого мероприятия - Hope at Luther. Но есть и другое - Институт повышения квалификации преподавателей вузов при Коммуникативной Ассоциации Америки. Целью этого мероприятия было и остается обеспечивать преподавателей новейшей информацией и подходами к преподаванию важнейших дисциплин коммуникативного цикла. Два последних года семинар проводится в Лютер колледже в Айове. Профессора из России участвовали в этом мероприятии дважды (прошлым и этим летом) по приглашению организаторов Джозефа Дейли и Алана Лерстрема, которые вкладывают много сил, личного энтузиазма и инициативы в проведение этого семинара и в укрепление связей с Российской коммуникативной ассоциацией.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ

Обычно семинар занимает последнюю неделю июля. В течение пяти дней лучшие профессора - лидеры в преподавании дисциплин коммуникативистики и авторы учебников встречаются с преподавателями местных вузов, это от 20 до 40 человек, чтобы обсудить важнейшие проблемы преподавания коммуникативных дисциплин, обменяться мыслями, совместными усилиями создавать сетевые ресурсы для научных исследований, преподавания и информационного обеспечения дисциплин.

В этом году семинар вели по секциям: межкультурная коммуникация - профессор Линда Диксон (Bowling Green State University), групповая коммуникация- профессор Айса Энгельберг (Prince George's Community College), президентская риторика и искусство лидерства - Мартин Медхерст (Baylor University), Томас Соха (Old Dominion University) руководил работой секции по Исследовательским методам, Пола Томпкинс (St. Cloud State University) вела семинар по дисциплине "Коммуникативная этика и моральная аргументация", а Каталина Тернер (Davidson College) была ведущей в семинаре "Средства массовой информации и попкультура".

Джо и Элан разработали для нас расписание, которое было чередой интереснейших событий, распределенных во времени с раннего утра до вечера. Каждый день после завтрака начинался с яркой презентации доклада одного из ведущих секций по дисциплинам (за неделю выступили все), на котором присутствовали все участники. Таким образом мы могли получить представление о работе всех семинаров и дисциплин, даже не посещая занятия у этого профессора. Большинство участников посещали занятия на двух секциях по двум дисциплинам. После этой презентации мы расходились по своим группам в семинары, где изначально зарегистрировались как участники. Работа в семинарах у различных руководителей шла целый день. Хотя некоторые группы работали параллельно, нескольким преподавателям удавалось посещать три семинара у трех ведущих. В конце рабочего дня после обеда мы принимали участие в других событиях : экскурсиях, пикниках, вечерах, которые были объявлены заранее.

Все было продумано организаторами до мелочей. Мы были оснащены учебными материалами - распечатками статей и программой семинара, расписанной по дням, которые были разосланы участникам по почте и получены еще дома, до конференции, чтобы можно было подготовиться. Тщательно продуман был вопрос расселения, ведь некоторые здесь были уже не первый раз: мы жили по четыре человека на территории университета в маленьких уютных коттеджах, где заботливо было предусмотрено все для нашего комфорта и работоспособности, даже специальные кофеварки и запас кофе в каждом коттедже.

Было замечательно, что мы могли быть вместе с американскими коллегами и продолжать общаться даже после дневных занятий. Очень часто темы были настолько острыми и интересными для нас, что мы продолжали их обсуждать и после занятий.

АТМОСФЕРА И УЧАСТНИКИ

Люди и атмосфера на семинаре произвели на меня глубокое впечатление: открытость, искренность, преданность профессии (думаю, что многие знают американский термин, культурный концепт - dedication to profession, который обычно и используется как характеристика профессионалов высокого уровня). Многие обрели новые связи и друзей, новый стимул к творчеству и развитию своей карьеры. Такая атмосфера всего семинара была бы невозможна без харизмы и большого труда личностей Джо Дейли и Алана Лерстрома. Их энтузиазм, личное внимание ко всем участникам придал семинару тепло дружеского, почти семейного общения. В конце семинара участники подготовили великолепный капустник. Мы много смеялись над выступлениями всех групп участников - их песнями, сценками, монологами, которые блистали остроумием. Пересказывать это трудно, поскольку этот юмор родился из содержания нашего общения, из того контекста, в котором мы находились.

Несколько каламбуров я сочинила специально сейчас, перефразируя известные всем крылатые фразы, чтобы восстановить дух капустника для читателя и, возможно, заставить его улыбнуться. Вот они с переводом - подстрочником:

1. Don't spit into the wind of spreading communicative education. Не плюй против ветра ширящегося преподавания коммуникативных дисциплин.

2. Love me and my network community. Люби меня и мое сетевое сообщество.

3. You can have your sniffles but do your doing of teaching communication! Можешь сопеть от насморка, но продолжать преподавать коммуникацию ты обязан.

ЧТО ДАЛО МНЕ ПОСЕЩЕНИЕ СЕМИНАРА В ЛЮТЕР-КОЛЛЕДЖЕ?

Я очень благодарна всем, кто сделал для меня возможной эту поездку, и особенно РКА, которая не только номинировала меня как участника. Но и вообще сделала возможными такие контакты.

Для нас, членов РКА, мне кажется важно больше другое. Сейчас, когда вузы России должны сформулировать свою позицию в отношении тех целей и проблем, которые поставлены Европой, в том, что называется Болонский процесс, и в связи с этим делаются попытки проводить преобразования, интегрируясь в Европейские модели и решения, следует подчеркнуть, что Болонский процесс не может ограничиться только Европой. Мы не можем игнорировать те процессы, которые называются "глобализацией" и границ не знают. Влияние американской культуры на образовательные процессы в мире невозможно отрицать и не видеть, поэтому решения, которые для нас называются болонскими, должны включить в себя американские образовательные ценности и цели. Преподавание дисциплин коммуникативного блока несет в себе те знания, которые именно теперь в постперестроечный период могли бы обогатить наше общество знаниями общечеловеческого гуманитарного характера, изменить качество человека. которого мы пытаемся воспитывать. Удивительно точно эту мысль сформулировала И.А. Зимняя: "Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова …, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску" Эта мысль высказана в статье Ирины Алексеевны в журнале "Высшее образование сегодня", 2003, №5 в статье "Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования".

Наверное надо активнее браться за преподавание этих дисциплин у нас. И вот еще мысль, которую я почерпнула из интереснейшей книги "Болонский процесс" В.И. Байденко. Это также цитата из работы "Новое качество высшего образования в современной России". М., Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 1995. Это мысль Мирча Малитца, президента Фонда Черноморского университета: "Наступление двадцать первого века провозглашает эпохальные изменения в области образования, сравнимые не с высадкой на луну, а с постижением тайны человеческого мозга. Никакие съезды, конференции, дебаты не в состоянии решить, какие новшества следует внедрять и в каком количестве,- определить это можно только опытным путем".

Опыт погружения в атмосферу Hope at Luther этому очень способствует.

О.П. КРЮКОВА,
Москва 18 сентября 2005 г.

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::