21.02.2006
Актуально до 15 апреля 2006 г.
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА "СОЦИОЛИНГВИСТИКА В ВУЗЕ: ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ"
Факультет этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге объявляет о начале программы "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление", включающей в себя серию летних школ для преподавателей вузов России и стран ближнего зарубежья и организацию межуниверситетского взаимодействия в сфере изучения и преподавания социолингвистики.
Основными целями программы "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление" являются подготовка квалифицированных специалистов в области вопросов взаимодействия социальных и языковых явлений и развитие социолингвистического научного сообщества.
Цели проекта
Социолингвистика сформировалась в пределах "материнской" науки - лингвистики в результате взаимодействия со смежными областями, когда исследователи-лингвисты столкнулись с фактами, которые все хуже и хуже поддавались объяснению через существующие теории языка, и в поисках новых подходов обратились к достижениям социологии, социальной антропологии и социальной психологии. В сферу интересов социолингвистики входит язык не как абстрактно существующий феномен, зафиксированный в словарях и грамматиках, а как реально функционирующая система, отражающая всю сложность социальных отношений и изменения, происходящие в обществе.
Несмотря на то, что представление о социальной природе языка сформировалось в "классической" лингвистике достаточно давно, развитие социолингвистики как самостоятельной научной дисциплины в основном пришлось на вторую половину XX века. Во многом это было реакцией на "общественную потребность", прежде всего на процесс деколонизации, приведший к возникновению многочисленных независимых государств, перед которыми встал вопрос о государственном языке, о стандартизации языка, о соотношении и соотносительном престиже разных племенных языков и т. п. С другой стороны, значительные социальные трансформации внутри западных обществ повлекли за собой обостренное внимание к различным аспектам связи между языковыми и общественными явлениями. Таким образом, начиная с 1960-х годов социолингвистика выделяется в отдельную филологическую дисциплину с собственным понятийным аппаратом и методологией и начинает преподаваться в большинстве европейских и американских университетов.
В то же время развитие социолингвистики в Советском Союзе происходило иначе, нежели в странах Запада. Несмотря на существование уже в 1910-1920 годах значительного числа работ, посвященных социальной проблематике в языке, в сталинский период в языкознании одержало верх так называемое "Новое учения о языке" Н. Я. Марра. В результате нормальное развитие социолингвистики в СССР было остановлено. В 1950-1980-х годах социолингвистика в Советском Союзе, существуя формально, фактически очень мало занималась конкретными исследованиями, поскольку большая часть социолингвистической проблематики оказывалась за пределами допустимых идеологических установок. Немногочисленные социолингвистические публикации сводились к выборочному пересказу западных работ и критике буржуазных теорий, а социолингвистика не преподавалась в большинстве университетов страны.
После перестройки в странах бывшего Советского Союза происходит всплеск интереса к социальной проблематике в языке, вопросам языковой политики, взаимодействия языка и культуры. Очевидно, что в пост-советских странах, с их языковым и культурным разнообразием, соответствующая проблематика более чем актуальна, поэтому в последнее время появилось множество работ, посвященных социолингвистическим вопросам, а учебные курсы по социолингвистике начали активно включаться в университетские учебные программы. В то же время налицо отсутствие сложившейся традиции квалифицированного изучения и преподавания социолингвистики, недостаточность научных контактов между исследователями из разных стран и регионов, а также недоступность, особенно для региональных университетов, большинства современных научных работ и учебных пособий по социолингвистике. В результате сохраняется разрыв между исследованиями социолингвистической проблематики в странах Запада и на постсоветском пространстве.
Для реализации этих целей Европейский университет в Санкт-Петербурге планирует организовать серию летних школ для повышения квалификации вузовских преподавателей в области преподавания социальных аспектов языка. Первая Летняя школа будет проводиться с 23 июля по 6 августа 2006 года в пансионате "Райвола" (пос. Рощино, 60 км от Петербурга). Преподаватели познакомят участников Летней школы с основными понятиями и методами социолингвистики, ее важнейшими теориями и направлениями, а также продемонстрируют на примере собственных научных проектов возможности социолингвистических исследований.
Требования к участникам.
К участию в Летней школе приглашаются преподаватели гуманитарных факультетов вузов России и стран ближнего зарубежья, заинтересованные в разработке новых курсов и учебных программ по социолингвистике для своих вузов и развитии исследовательских социолингвистических центров в своем регионе. Приветствуется участие небольших групп (2-3 человека) из одного университета. Предпочтение будет отдаваться молодым (до 40 лет) преподавателям. Обязательные требования:
- работа в вузе в качестве преподавателя в настоящее время
- опыт преподавательской работы не менее 1 года
- хорошее владение английским языком.
Участники Летней школы 2006 г. будут отобраны на конкурсной основе.
Крайний срок для подачи заявки на участие в Летней школе - 15 апреля 2006 г. Заявки, пришедшие после указанной даты, к конкурсу не допускаются.
Все заявки подаются в электронном виде по адресу fedorova@eu.spb.ru.
О результатах конкурса его участникам будет сообщено 29 апреля 2006 г.
Для участия в конкурсе необходимо предоставить:
- Заявление о намерениях в свободной форме (500-700 слов), отражающее научные интересы участника, его исследовательский и преподавательский опыт (с описанием преподаваемых им учебных курсов) и заинтересованность в участии в Летней школе;
- Резюме участника;
- Сопроводительное письмо от руководителя вуза или подразделения (факультета, кафедры), подтверждающее, что заявитель действительно работает в данном вузе и его участие в Летней школе будет полезным для университета. Сопроводительное письмо должно быть отправлено напрямую с электронного адреса руководителя или по факсу (+7 812 275 51 39);
- Подтверждение владения английским языком (результаты тестирования, наличие публикаций на английском языке либо любой текст на английском языке, написанный заявителем).
Финансовая поддержка.
Участие в Летней школе бесплатное. Организаторы берут на себя все расходы, связанные с участием в Летней школе (проживание, питание, учебные материалы). Вопрос о полной или частичной компенсации стоимости проезда участникам, прошедшим конкурсный отбор, будет решаться в индивидуальном порядке.
Преподаватели Летней школы:
Владимир Михайлович Алпатов - доктор наук, профессор отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета; заместитель директора Института востоковедения РАН; специалист по японскому языку и истории языкознания; автор книг "Япония: язык и общество", "150 языков и политика: 1917-1997"; автор учебника "История лингвистических учений".
Николай Борисович Вахтин - доктор наук; профессор факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; сотрудник Института лингвистических исследований Российской Академии; специалист по эскимосско-алеутским языкам; автор книг "Синтаксис языка азиатских эскимосов", "Языки народов Севера в ХХ веке: Очерки языкового сдвига", "Русские старожилы Сибири: социальные и символические аспекты самосознания" (совместно с Е. В. Головко и П. Швайцером); автор учебника "Социолингвистика и социология языка" (совместно с Е. В. Головко).
Анна Вершик - PhD; профессор отделения общей и прикладной лингвистики и отделения эстонского языка Таллиннского университета, Эстония; профессор отделения азиатских и африканских языков университета Хельсинки, Финляндия; специалист по идиш, специалист по эстонскому языку и языковым контактам; автор учебника "Язык. Власть. Общество" (на эстонском языке, совместно с М. Раннутом).
Евгений Васильевич Головко - кандидат наук; профессор факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; заведующий отделом Языков народов России Института лингвистических исследований РАН; специалист по эскимосско-алеутским языкам и языковым контактам; автор книги "Русские старожилы Сибири: социальные и символические аспекты самосознания" (совместно с Н. Б. Вахтиным и П. Швайцером); автор учебника "Социолингвистика и социология языка" (совместно с Н. Б. Вахтиным).
Виктория Борисовна Гулида - кандидат наук; доцент кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; специалист по вариационной социолингвистике; руководитель исследовательских семинаров "Социолингвистическое изучение города", "The Englishes".
Лесли Милрой - PhD; почетный профессор отделения языка и лингвистики университета Йорка, Великобритания; специалист по вариационной социолингвистике; автор книг "Observing and analysing natural language", "Language and social networks", "Real English; the grammar of English dialects in the British Isles" (совместно с Дж. Милроем), "One speaker, two languages: cross-disciplinary perspectives on codeswitching" (совместно с П. Мюйскеном), "Authority in Language: investigating standard English" (совместно с Дж. Милроем), "Sociolinguistics: method and interpretation" (совместно с М. Гордоном).
Капитолина Сергеевна Федорова - кандидат наук; преподаватель факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; секретарь Социолингвистического семинара Петербургского лингвистического общества; координатор проекта "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление".
Дитер Штерн - PhD; преподаватель университета Гумбольдта, Германия; специалист по истории славянских языков; специалист по языковым контактам и русским пиджинам; редактор немецких изданий сборников церковнославянских памятников.
Программа летней школы [приложение в формате MSWord].
По всем вопросам, связанным с Летней школой, обращаться к координатору проекта:
Капитолина Федорова
Координатор проекта "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление"
Факультет этнологии
Европейский университет в Санкт-Петербурге
119187 Гагаринская, 3
e-mail: fedorova@eu.spb.ru
тел.: +7 (921) 579-4405
факс.: +7 (921) 275-5139
Источник: Европейский университет в Санкт-Петербурге
|