| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

21.02.2006
Актуально до 15 апреля 2006 г.

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА "СОЦИОЛИНГВИСТИКА В ВУЗЕ: ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ"

Факультет этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге объявляет о начале программы "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление", включающей в себя серию летних школ для преподавателей вузов России и стран ближнего зарубежья и организацию межуниверситетского взаимодействия в сфере изучения и преподавания социолингвистики.

Основными целями программы "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление" являются подготовка квалифицированных специалистов в области вопросов взаимодействия социальных и языковых явлений и развитие социолингвистического научного сообщества.

Цели проекта

Социолингвистика сформировалась в пределах "материнской" науки - лингвистики в результате взаимодействия со смежными областями, когда исследователи-лингвисты столкнулись с фактами, которые все хуже и хуже поддавались объяснению через существующие теории языка, и в поисках новых подходов обратились к достижениям социологии, социальной антропологии и социальной психологии. В сферу интересов социолингвистики входит язык не как абстрактно существующий феномен, зафиксированный в словарях и грамматиках, а как реально функционирующая система, отражающая всю сложность социальных отношений и изменения, происходящие в обществе.

Несмотря на то, что представление о социальной природе языка сформировалось в "классической" лингвистике достаточно давно, развитие социолингвистики как самостоятельной научной дисциплины в основном пришлось на вторую половину XX века. Во многом это было реакцией на "общественную потребность", прежде всего на процесс деколонизации, приведший к возникновению многочисленных независимых государств, перед которыми встал вопрос о государственном языке, о стандартизации языка, о соотношении и соотносительном престиже разных племенных языков и т. п. С другой стороны, значительные социальные трансформации внутри западных обществ повлекли за собой обостренное внимание к различным аспектам связи между языковыми и общественными явлениями. Таким образом, начиная с 1960-х годов социолингвистика выделяется в отдельную филологическую дисциплину с собственным понятийным аппаратом и методологией и начинает преподаваться в большинстве европейских и американских университетов.

В то же время развитие социолингвистики в Советском Союзе происходило иначе, нежели в странах Запада. Несмотря на существование уже в 1910-1920 годах значительного числа работ, посвященных социальной проблематике в языке, в сталинский период в языкознании одержало верх так называемое "Новое учения о языке" Н. Я. Марра. В результате нормальное развитие социолингвистики в СССР было остановлено. В 1950-1980-х годах социолингвистика в Советском Союзе, существуя формально, фактически очень мало занималась конкретными исследованиями, поскольку большая часть социолингвистической проблематики оказывалась за пределами допустимых идеологических установок. Немногочисленные социолингвистические публикации сводились к выборочному пересказу западных работ и критике буржуазных теорий, а социолингвистика не преподавалась в большинстве университетов страны.

После перестройки в странах бывшего Советского Союза происходит всплеск интереса к социальной проблематике в языке, вопросам языковой политики, взаимодействия языка и культуры. Очевидно, что в пост-советских странах, с их языковым и культурным разнообразием, соответствующая проблематика более чем актуальна, поэтому в последнее время появилось множество работ, посвященных социолингвистическим вопросам, а учебные курсы по социолингвистике начали активно включаться в университетские учебные программы. В то же время налицо отсутствие сложившейся традиции квалифицированного изучения и преподавания социолингвистики, недостаточность научных контактов между исследователями из разных стран и регионов, а также недоступность, особенно для региональных университетов, большинства современных научных работ и учебных пособий по социолингвистике. В результате сохраняется разрыв между исследованиями социолингвистической проблематики в странах Запада и на постсоветском пространстве.

Для реализации этих целей Европейский университет в Санкт-Петербурге планирует организовать серию летних школ для повышения квалификации вузовских преподавателей в области преподавания социальных аспектов языка. Первая Летняя школа будет проводиться с 23 июля по 6 августа 2006 года в пансионате "Райвола" (пос. Рощино, 60 км от Петербурга). Преподаватели познакомят участников Летней школы с основными понятиями и методами социолингвистики, ее важнейшими теориями и направлениями, а также продемонстрируют на примере собственных научных проектов возможности социолингвистических исследований.

Требования к участникам.

К участию в Летней школе приглашаются преподаватели гуманитарных факультетов вузов России и стран ближнего зарубежья, заинтересованные в разработке новых курсов и учебных программ по социолингвистике для своих вузов и развитии исследовательских социолингвистических центров в своем регионе. Приветствуется участие небольших групп (2-3 человека) из одного университета.

Предпочтение будет отдаваться молодым (до 40 лет) преподавателям. Обязательные требования:

  • работа в вузе в качестве преподавателя в настоящее время
  • опыт преподавательской работы не менее 1 года
  • хорошее владение английским языком.
Участники Летней школы 2006 г. будут отобраны на конкурсной основе.

Крайний срок для подачи заявки на участие в Летней школе - 15 апреля 2006 г. Заявки, пришедшие после указанной даты, к конкурсу не допускаются.

Все заявки подаются в электронном виде по адресу fedorova@eu.spb.ru.

О результатах конкурса его участникам будет сообщено 29 апреля 2006 г. Для участия в конкурсе необходимо предоставить:

  • Заявление о намерениях в свободной форме (500-700 слов), отражающее научные интересы участника, его исследовательский и преподавательский опыт (с описанием преподаваемых им учебных курсов) и заинтересованность в участии в Летней школе;
  • Резюме участника;
  • Сопроводительное письмо от руководителя вуза или подразделения (факультета, кафедры), подтверждающее, что заявитель действительно работает в данном вузе и его участие в Летней школе будет полезным для университета. Сопроводительное письмо должно быть отправлено напрямую с электронного адреса руководителя или по факсу (+7 812 275 51 39);
  • Подтверждение владения английским языком (результаты тестирования, наличие публикаций на английском языке либо любой текст на английском языке, написанный заявителем).

Финансовая поддержка.

Участие в Летней школе бесплатное. Организаторы берут на себя все расходы, связанные с участием в Летней школе (проживание, питание, учебные материалы). Вопрос о полной или частичной компенсации стоимости проезда участникам, прошедшим конкурсный отбор, будет решаться в индивидуальном порядке.

Преподаватели Летней школы:

Владимир Михайлович Алпатов - доктор наук, профессор отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета; заместитель директора Института востоковедения РАН; специалист по японскому языку и истории языкознания; автор книг "Япония: язык и общество", "150 языков и политика: 1917-1997"; автор учебника "История лингвистических учений".

Николай Борисович Вахтин - доктор наук; профессор факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; сотрудник Института лингвистических исследований Российской Академии; специалист по эскимосско-алеутским языкам; автор книг "Синтаксис языка азиатских эскимосов", "Языки народов Севера в ХХ веке: Очерки языкового сдвига", "Русские старожилы Сибири: социальные и символические аспекты самосознания" (совместно с Е. В. Головко и П. Швайцером); автор учебника "Социолингвистика и социология языка" (совместно с Е. В. Головко).

Анна Вершик - PhD; профессор отделения общей и прикладной лингвистики и отделения эстонского языка Таллиннского университета, Эстония; профессор отделения азиатских и африканских языков университета Хельсинки, Финляндия; специалист по идиш, специалист по эстонскому языку и языковым контактам; автор учебника "Язык. Власть. Общество" (на эстонском языке, совместно с М. Раннутом).

Евгений Васильевич Головко - кандидат наук; профессор факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; заведующий отделом Языков народов России Института лингвистических исследований РАН; специалист по эскимосско-алеутским языкам и языковым контактам; автор книги "Русские старожилы Сибири: социальные и символические аспекты самосознания" (совместно с Н. Б. Вахтиным и П. Швайцером); автор учебника "Социолингвистика и социология языка" (совместно с Н. Б. Вахтиным).

Виктория Борисовна Гулида - кандидат наук; доцент кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; специалист по вариационной социолингвистике; руководитель исследовательских семинаров "Социолингвистическое изучение города", "The Englishes".

Лесли Милрой - PhD; почетный профессор отделения языка и лингвистики университета Йорка, Великобритания; специалист по вариационной социолингвистике; автор книг "Observing and analysing natural language", "Language and social networks", "Real English; the grammar of English dialects in the British Isles" (совместно с Дж. Милроем), "One speaker, two languages: cross-disciplinary perspectives on codeswitching" (совместно с П. Мюйскеном), "Authority in Language: investigating standard English" (совместно с Дж. Милроем), "Sociolinguistics: method and interpretation" (совместно с М. Гордоном).

Капитолина Сергеевна Федорова - кандидат наук; преподаватель факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге; секретарь Социолингвистического семинара Петербургского лингвистического общества; координатор проекта "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление".

Дитер Штерн - PhD; преподаватель университета Гумбольдта, Германия; специалист по истории славянских языков; специалист по языковым контактам и русским пиджинам; редактор немецких изданий сборников церковнославянских памятников.

Программа летней школы [приложение в формате MSWord].

По всем вопросам, связанным с Летней школой, обращаться к координатору проекта:
Капитолина Федорова
Координатор проекта "Социолингвистика в вузе: язык как социальное явление"
Факультет этнологии
Европейский университет в Санкт-Петербурге
119187 Гагаринская, 3
e-mail: fedorova@eu.spb.ru
тел.: +7 (921) 579-4405
факс.: +7 (921) 275-5139

Источник: Европейский университет в Санкт-Петербурге

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::