| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

2.08.2006

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ

13 июля 2006 г. Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Деловая газета “Взгляд” и информационное агентство “РИА Новости” провели круглый стол на тему “Интернет против традиционных СМИ”.

Ведущий круглого стола – главный редактор Деловой газеты “Взгляд” Алексей Сергеевич Гореславский - обозначил три основных вопроса для обсуждения.

Первый касался доверия к Интернету и Интернет-СМИ.

Второй вопрос заключался в попытке спрогнозировать, вытеснит ли Интернет традиционные СМИ.

И, наконец, последний был посвящен состоянию и перспективам развития рекламы и ПР в Интернете.

Поскольку темы Интернета и масс-медиа входят в орбиту интересов Российской Коммуникативной Ассоциации, по приглашению РАСО на круглом столе побывала PR-координатор Ассоциации Елена Жукова. Ниже приводим ее впечатления о прошедшем мероприятии.

13-е число, как водится, несет с собой достаточно неожиданные сюрпризы. Так оказалось и на этот раз. С утра Москву окутала липкая жара. Обложившие небо тучи предвещали ничто иное, как грозу. Ближе к полудню откуда-то издалека доносились удары грома. С трудом протолкнувшись сквозь толпу на выходе из станции метро “Парк культуры”, я попала под, мягко говоря, ливень. Если быть точной, с неба и по асфальту струились такие потоки воды, что даже зонтик выполнял свою функцию весьма частично. Пока я прорывалась “против течения” к зданию “РИА Новости”, где должен был состояться круглый стол, в голову приходили мысли об актуальности проведения научной дискуссии на тему “Интернет-конференция против традиционных круглых столов”. Главный аргумент “за” новые коммуникационные технологии был уже готов: в этом случае не надо во-что-бы-то-ни-стало и несмотря-на-жуткую-непогоду добираться до запланированного места встречи.

Метеорологический “полтергейст”, видимо, не мог не явиться причиной организационных накладок. Начало круглого стола было задержано минут на 15, поскольку основные “спикеры” опаздывали. Когда я наполовину вымокшая вошла в Новый зал пресс-центра, за “президиумом” скучал только директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Валерьевич Федоров. Он единственный из “спикеров” выделился не только ответственным, но и “научным” подходом к выступлению: на входе каждому гостю выдавалось на руки краткое резюме его доклада с результатами последних всероссийских опросов ВЦИОМ, касающихся популярности Интернета и традиционных СМИ.

Несмотря на то, что трое из шести заявленных докладчиков так и не пришли, зал пресс-центра был полон. Хорошо, что я не поддалась искушению переждать дождь под крышей: опоздавшим пришлось стоять или сидеть на подоконнике. После некоторого ожидания, которое позволило ознакомиться с цифрами, полученными ВЦИОМ, подошли еще два докладчика – исполнительный директор Института развития прессы Ольга Вальтеровна Карабанова и редактор телеканала Russia Today Алексей Львович Николов. Алексей Гореславский представил докладчиков, и круглый стол наконец-то начался.

Первое слово было предоставлено Валерию Федорову. Он отметил, что вопрос доверия к Интернету является вторым, первым же надо считать вопрос доступа к Сети и величины ее аудитории. Годовая аудитория Интернета в России ниже, чем в Бразилии, хотя в столице опыт обращения с Сетью когда-либо имели 80% жителей. Знаменитый “digital divide” или “цифровой разрыв” реализуется в нашей стране в полной мере по различным критериям.

Во-первых, по возрастному критерию, поскольку только 3% пенсионеров хоть раз были в Интернете в течение последнего полугода, в то время как самая активная часть интеренет-аудитории 18-24-летних составляет более 20%.

Во-вторых, по месту жительства: в Москве и Санкт-Петербурге Интернетом как источником информации пользуются 21% жителей, а в селах только 3%.

В-третьих, по образовательному уровню: пользователи с высшим образованием составляют половину всей интернет-аудитории.

Таким образом, заметил Валерий Федоров, Интернет подчеркивает существующие различия, а не сглаживает их. По его оценке, Сеть уже состоялась как средство массовой информации, однако остается “нишевым”. Ее аудитория – молодежь, которая скоро будет принимать решения. Уровень доверия подростков к Сети, которые сначала выходят в Интернет, а потом начинают сознательно выбирать для себя, какие газеты и журналы читать, ожидается высокий. Тем не менее, Федоров отметил, что доверие к СМИ в целом остается достаточно высоким. По его мнению, происходит не вытеснение, а сближение Интернета и традиционных СМИ. Определенные модели заимствуются традиционными СМИ из Интернета, и, наоборот, интернет-издания заимствуют модели традиционных СМИ.

Ольга Карабанова также отметила, что будущее СМИ заключается в конвергенции информационных ресурсов и в нахождении оптимальных моделей такого симбиоза. Она привела данные, которые показывают, что доверие к прессе падает во всем мире, в том числе, в США ей доверяет менее 30% населения. Тем не менее, в той же стране время, которые обыватели ежедневно затрачивают на радио, телевидение и прессу, во много раз превосходит время их ежедневного пребывания в Интернете. Для сравнения: если на прослушивание радио американцы каждый день затрачивают более трех часов, то в Сеть они выходят на 6 минут. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что Интернет пока еще “не наступает на пятки” традиционным СМИ.

Однако угроза прессе со стороны Интернета, полагает Карабанова, состоит в бурном росте интернет-рекламы. Поскольку 70% дохода прессы составляет реклама, то уход рекламодателей в Сеть может оказаться весьма чувствительным для финансового положения редакций.

Вторым вызовом традиционным СМИ можно считать взрывное развитие блогов или сетевых дневников. Каждую секунду в виртуальной реальности появляется еще один сетевой дневник. По данным Карабановой, 37% российских менеджеров и руководителей ведут блоги, в которых ежедневно появляется 1,5 млн. сообщений. Зачастую сетевые дневники рассматриваются в качестве “новых социальных СМИ”, где люди могут выражать свое мнение. За рубежом блоги считаются более оперативными, чем традиционные СМИ, и более интересными, поскольку в них пишут очевидцы событий. Тем не менее, недавно в одном из российских дневников прошло недостоверное сообщение о смерти сына В.Матвиенко, которое было подхвачено и растиражировано рядом интернет- и традиционных СМИ.

Третий докладчик Алексей Николов не согласился с утверждением, что традиционные СМИ, в частности, пресса, процветают, поскольку две трети зарегистрированных СМИ либо уже являются “мертвыми”, либо “тихо умирают”.

Он обратил внимание на проблему ответственности и достоверности информации, выложенной в Интернете. По его мнению, специфика Сети состоит в том, что там нет границы между профессионалом (журналистом, редактором), пишущим статью, и обывателем (простым пользователем), который может оставить свой отклик после этой статьи или в гостевой книге. Эти отзывы также подсознательно воспринимаются как часть статьи и вызывают такое же доверие у читателя. Сложившуюся ситуацию Николов проиллюстрировал примером, когда некто приходит к врачу с жалобой на головную боль, а в кабинете сидит его соседка, которая на равных правах с врачом дает советы.

В целом он отметил, что Интернету подходит название не СМИ, а скорее более неблагозвучная аббревиатура, означающая “средство распространения информации”. В том числе, Николов квалифицировал интернет-журналистику как худшую версию “стилистики агентства” и Сеть как распространитель массовой безграмотности.

Владимир Ростиславович Мединский, президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, подоспевший на круглый стол в процессе дискуссии, поделился своими наблюдениями о направлениях использования Интернета рекламщиками и пиарщиками. В своих тезисах он выделил пять ключевых пунктов.

Во-первых, реклама в Интернете не имеет ограничений в связи со вступлением в силу нового Закона “О рекламе”. Этим обстоятельством уже пользуются компании, рекламирующие в Сети алкоголь, хотя в традиционных СМИ его рекламировать запрещено.

Во-вторых, блоги используются как средство прямых продаж. Например, американцы делают до 30% покупок после того, как ознакомились с отзывами в блогах. Поэтому на Западе компании поддерживают блоги и даже используют “партизанский маркетинг”, создавая в виртуальном пространстве положительные сообщения о своей продукции.

В-третьих, спам, несмотря на законодательный запрет и штраф в размере до 500 тысяч рублей, достаточно активно процветает благодаря своей дешевизне и отсутствия реальных санкций властей: пока ни одно ведомство не взяло на себя создание специального подразделения, которое бы разыскивало и преследовало спамеров в соответствии с буквой закона.

В четвертых, политический пиар, который постепенно угасает, также возможен посредством Интернета. Особенно он важен для оппозиции, поскольку далеко не во всех традиционных СМИ можно высказывать оппозиционное мнение по отношению к федеральной и местной властям.

И, наконец, Интернету присущ прямой контакт, интерактивность, которой так недостает прессе, радио и телевидению, поэтому синтез интернет-изданий и традиционных СМИ дает важные преимущества в конкурентной борьбе. Известны факты “офф-лайновой” экспансии Интернет-СМИ. Например, Рамблер обзавелся собственным телеканалом, а РосБизнесКонсалтинг не ограничился одним телеканалом, а создал еще одноименный журнал.

Владимир Мединский также удачно заметил, что Сеть – это “идеальное средство развлечения за счет работодателя”. С девяти часов утра до часа дня сотрудники компаний, как правило, находятся “он-лайн”. Это время является идеальным для интернет-конференций.

Однако интернет-аудитория, по его мнению, весьма специфическая, поэтому через Сеть далеко не все можно продать. Например, недвижимость люди покупают уже после 30 лет, а пока эта возрастная категория менее представлена в Интернете, чем молодежь. Кроме того, виртуальная реальность компенсирует чувство одиночества в большом городе, значит, в селах Интернет не будет так широко распространен в силу иного психологического склада населения. Как полагает Мединский, доверие к информации и рекламе в Интернете меньше, чем в традиционных СМИ. В сеть рекламодатель уходит после того, как он зарекомендовал себя в традиционных СМИ.

В заключение участники круглого стола отвечали на вопросы зала. Проблема грамотности и профессионализма интернет-журналистов оказалась у всех на виду. Целый ряд представителей интернет-изданий не могли четко сформулировать ни свои вопросы, ни комментарии. Напоследок всем настроение поднял представитель портала Страна.ру. Он спросил, почему на запросы Яндексу “враг народа” и “ацкий сотона” приводят на официальный интернет-ресурс В.Путина. На это спикеры смогли только развести руками: “Видимо, после президентской кампании Яндекс построен так, что все запросы ведут на сайт президента”.

Елена ЖУКОВА,
PR-координатор РКА


 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::