| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

12.12.2006

КРУГЛЫЙ СТОЛ "ИНТЕРНЕТ И СОЗНАНИЕ"

К 40-летию факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (http://psy.msu.ru) ведущие ученые, специализирующиеся в области сетевых технологий, социологии, информационной безопасности, управления, применения перспективных технологий в образовании, воздействия информационно-коммуникативных технологий на массовое сознание, приняли участие в круглом столе «Интернет и сознание» в ИТАР-ТАСС.

Были затронуты самые разные грани темы «Интернет и сознание». Выступающие кратко должны были обрисовать свое отношение к теме, к основным проблемам и решениям. Высказывания не обсуждались и не подвергались критике. Было обозначено присутствие в нашей жизни таких еще слабо осознаваемых человеком явлений, как электронное сознание, экология Интернета, сингулярность, доскональная память и другие. Ведущий круглого стола А.Г. Асмолов подчеркнул, что «мы пока не можем дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь, и ожидание таких ответов от нас было бы сверхнаивностью. Но вместе с тем эти вопросы надо ставить, обсуждать и вырабатывать концептуальные подходы, опираясь на знания и опыт самого широкого круга специалистов».

В работе круглого стола приняли участие:
Асмолов А.Г. (профессор, член-корреспондент РАО).
Бабкин А. И. (зам. генерального директора ИТАР-ТАСС).
Барабашев А. Г. (профессор, декан факультета государственного управления ГО ВШЭ).
Белинская Е.П. (доцент факультета психологии МГУ).
Брудный А.А. (профессор, член-корреспондент АН Кыргызстана).
Войскунский А.Е. (кандидат психологических наук).
Гуриев М.А. (профессор, директор государственных программ IBM).
Ениколопов С.Н. (доцент факультета психологии МГУ).
Засурский Я.Н. (профессор, декан факультета журналистики МГУ).
Зинченко Ю.П. (профессор, декан факультета психологии МГУ).
Кавтарадзе Д.Н. (профессор, факультет государственного управления МГУ).
Леонова А.Б. (профессор, заведующий лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ).
Петренко В.Ф. (член-корреспондент РАН, профессор факультета психологии МГУ).
Собкин В.С. (академик РАО, профессор факультета психологии МГУ, директор Центра социологии образования РАО).
Солдатов А.А. (профессор, директор Института информационных систем научного центра «Курчатовский институт»).
Солдатова Г.В. (профессор, директор Фонда развития интернет).

Асмолов А.Г. Зачастую, обсуждая Интернет как повседневность, мы не замечаем, как появилась новая оболочка планеты. Возможно, это то, о чем мечтал В.И. Вернадский? Не является ли Интернет домом ноосферы, зародышем коллективного разума, о котором писали Р. Брэдбери и А. Азимов? Интересно, что ни в одном из предсказаний футурологов, начиная с Ж. Верна, - никто, нигде, никогда, - не предсказал Интернет. Это явление появилось совершенно неожиданно, но с активной безальтернативностью меняет наше сознание. Насколько оно будет влиять на наше представление о мире? Насколько виртуальная реальность будет сохранять ценности реального мира, например, виртуальную ответственность при принятии разного рода решений? Насколько меняются представления о пространстве, когда мы работаем в интернет-среде? Путешествие из Петербурга в Москву, о котором писал А.Н. Радищев, сегодня психологически не воспринимается как путешествие. Мы не успеваем прочувствовать этот путь. Мы не успеваем осознавать многое происходящее даже рядом с нами.

Засурский Я.Н. Интернет нас изменил, изменил наше сознание, наше представление о коммуникации. Сегодня этот прогресс продолжается. Например, объединение интернет-технологий и мобильной связи. Сегодня наша газета «МК» издает, например, наряду с бумажной и интернет-версией, «МК в кармане» - версию для мобильного телефона.

Нас сегодня интересует дальнейшее развитие Интернета. В нем так много потенциала. Но это нерегулируемое пространство. Именно поэтому в нем существует с одной стороны – кладовая знаний, с другой стороны – мусорное пространство, которое иногда мешает развитию человека. Здесь важна проблема экологии Интернета. Как сделать Интернет экологически чистым?

Солдатов А.А. Я технолог, и принадлежу к тем, кто «строит» Интернет. Первое - хочу подчеркнуть, - что Интернет – это инструмент, а не нечто одушевленное, которое самостоятельно развивается. Интернет развиваем мы, люди. Тем не менее, этот инструмент очень сильно изменил нашу жизнь. Проведу некоторую аналогию. Когда изобрели аэропланы, это был спорт, цирк и т.д. Но вскоре на них стали перевозить грузы, людей, и возникла проблема: а где же государственные воздушные границы? Эту проблему решали долго, но решили, установив внутри государства международную зону со своей границей, таможней и т.д. Решение было абсолютно нетривиальное. По поводу Интернета. Нам еще предстоит принять эти решения. Например, сегодня по нашему законодательству и законодательству многих стран информация является товаром. Пользуясь Интернетом, мы пользуемся этим «информационным товаром», нарушая все границы, не платя никаких пошлин и т.д. Где совершено преступление: в России или в США, если украли что-то в Штатах, а делали это из России? Как осуществлять контроль, когда можно за несколько секунд перекинуть ресурсы из Токио в Нью-Йорк, а потом обратно?

Ближайшая экономическая перспектива - использование распределенных ресурсов: машинных и человеческих. Это виртуальные коллективы, организации людей, живущих по всему миру.

И в заключение я бы хотел напомнить, что Интернет вышел из науки, двигается и развивается наукой. Поэтому для максимальной общественной пользы надо развивать, прежде всего, научные технологии и научный потенциал страны.

Барабашев А.Г. Интернет имеет основательную схему управления и коммуникации между людьми. Я подсчитывал, сколько встреч в течение дня я мог бы отменить, если бы пользовался Интернетом. Выясняется, что почти все. «Присутствие» человека с помощью современных технологий решается на новом уровне. Можно было бы вообще не приезжать на работу, если бы я мог общаться с человеком с помощью текста, звука и картинки. Все вопросы каждому человеку можно было бы решать в пределах той ниши, где пребывать максимально удобно и минимизировать излишние перемещения. Это привело бы к масштабной экономии различных ресурсов и к чистоте окружающей среды. В госдепартаменте США люди, сидящие в одном здании, в редчайших случаях обсуждают что-то очно, - в основном общаются по электронной почте и ICQ. К распространению такого способа общения с точки зрения управления я вижу сегодня только одно препятствие. Это защита информации: конфиденциальной документации и подписи. Если бы были мощная система защиты электронного документооборота с цифровой подписью и надежные фильтры, то тогда мы решили бы вопросы проведения встреч даже самого высокого уровня.

Качество цивилизации зависит от скорости и дистанции общения. По скорости общения мы вышли на такой уровень, когда все в рамках планеты может происходить практически мгновенно. Но мы не готовы к этому чисто психологически. Дело в том, что мы будем действовать по-старинке, пока новые образцы поведения не вытеснят прежние. Несмотря на то, что есть возможность «мгновенного дистанционного общения», все равно люди стремятся собираться вместе – это чисто человеческий момент. Изжить его крайне тяжело. Для этого надо, чтобы прошло достаточно длительное время. Но мне кажется, что это будет постепенно отмирать и коммуникации будут осуществляться без физического передвижения тел в пространстве.

Брудный А.А. Представляется вполне очевидным, что передача информации – это только форма существования, а сущность заключается в сокращении и снятии дистанции между теми, кто общается. В этом направлении будет эволюционировать Интернет. Благодаря голографии и нанотехнологиям, наше представление о виртуальном пространстве станет более ярким, более значимым, по сравнению с той реальностью, которая нас окружает. Произойдет замещение реального мира тем миром, который на самом деле этого заслуживает.

Гуриев М.А. Если сложность систем, которые наработаны нами, будет больше сложности человека, то человек превращается для этих систем в «подопытную материю». Для того, чтобы преодолеть эту опасность, в первую очередь необходимо наращивать память человека. Сегодня уже просматриваются схемы, по которым будет расширяться человеческая память. Проблема сингулярности назреет лет через 20, но, тем не менее, она уже сейчас проявляется. Мне приходится постоянно работать в корпоративных сетях IBM с большим количеством кодов, шифров, паролей. Люди создают подсказки и помощников, развивают механизмы агентов, а компьютер постоянно «удивляется», если кто-то забывает эти заветные сочетания.

Со следующего года появятся программы, позволяющие настраивать компьютер на заданную дату в прошлом. Все ваши документы и приложения могут открыться на некоторую конкретную дату в прошлом. Т.е. компьютер будет хранить ВСЕ ваши действия и являться механизмом приращения вашей памяти. Наша реальная память многое сглаживает, от многого спасает, а здесь возникает ситуация доскональной памяти. Это вопрос для психолога: как жить с увеличивающейся памятью? Как это будет влиять на нашу способность размышлять? Существуют оптимисты, которые не верят возникновению проблемы сингулярности. Но технологические возможности все наращиваются. Важно, чтобы была подготовлена определенная психологическая почва для такого перехода.

Еще один вопрос для психологов: Интернет и национальная идентичность. По результатам всемирного анализа IBM зафиксировано, что интернет-поколение отличается от предшествующих большей готовностью к переменам. В скором будущем правительства между собой будут вынуждены конкурировать за граждан не только своей страны, но и других стран, потому что Интернет создает иллюзию всемирной принадлежности, рождает определенные симпатии и возможность выбора. Эта конкуренция, на мой взгляд, приведет к неизбежному улучшению работы правительства.

Петренко В.Ф. Любые приобретения связаны с потерями: письменность – утрата дара импровизации, Интернет – смерть автора и т.д. Внешние инструменты – телевидение, радио, Интернет - меняют психические процессы в самом сознании. Интернет, в частности, рождает необходимость использования специального искусственного языка, который дал бы возможность конструктивно общаться, находить информацию, избегая огромного количества мусора в самом Интернете. В библиотечном деле давно столкнулись с построением языков на основе семантики синтеза. В процессе этих исследований рассматриваются разные языки народов мира и их особенности. Например, китайский классический язык, в котором нет падежных форм, суффиксов, префиксов он более семантичен, немецкий язык - более формализованный, с четко заданными отношениями между понятиями. Методы извлечения информации требуют использования искусственных языков, тогда как структура естественных языков позволяет производить поиск и на уровне возможных метафор и ассоциативных связей. Приходится выбирать: четкое логическое извлечение информации с утратой ассоциаций и метафор или большая выборка с значительной долей информационного шума.

Собкин В.С. У Галича есть такие строки «Нам не надо скорой помощи. Дайте медленную помощь». По-моему идея быстроты обмена контентом еще не дает основания для понимания жизни. Есть такая техника медленного чтения, которая, к сожалению, уходит из нашей культуры. Мы как бы читаем, но мало понимаем. В этом отношении проблемы, связанные с Интернетом, – это очень серьезные проблемы, поскольку проблемы мозаичного сознания, клипового чтения, чтения зачастую упрощенных текстов – серьезная культурологическая проблема. Например, в проведенном нами недавнем исследовании в отношении к чтению подростков (первое исследование в 1976 г.) видно катастрофическое сокращение чтения в досуге детей. Они читают в 4 раза меньше, чем 30 лет назад. Но дело еще не в том, что мало читают, стоит проблема непонимания текста. Тесты на чувство стиля, на понимание литературных особенностей текста, которые мы используем постоянно в своих исследованиях, раньше выполняли 20-40% школьников. Сегодня это культурно недоступные тесты. Подросток не может их выполнить. Количество справившихся детей – единицы. Когда я проводил свое первое исследование, я написал книгу «Подросток в виртуальной и социальной реальности». Эпиграф к книге – из С. Лема «Сумма технологий»: «Какие уроки и наставления может дать молодежи многоопытная старость, если весь комплекс жизни и смерти поколения ничем не напоминает образ жизни их родителей». Сумма технологий и обостряет межпоколенческий разрыв. Конечно сильное влияние на проведение досуга, доступность тех или иных форм его проведения имеет плотность населения того или иного населенного пункта, а также региональная специфика (аграрная, индустриальная и т.д.). Например, помощь родителей в оплате услуг по интернет-доступу в городе есть, на селе – нет. Этот региональный аспект очень дробит и структурирует социокультурную ситуацию.

Еще один интересный момент, который проявился в наших исследованиях. Информация, получаемая из Интернета, находится в оппозиции к другим источникам (учебники, родители, учителя и т.п.). Мы должны осознавать, что информационное поле Интернета ценностно существует в оппозиции к той нормативно отструктурированной информации, которая дается по школьной программе, которая создана для сохранения и трансляции культуры. Вся проблема информатизации образования – ценностная значимость новых источников и новых форм подачи информации детям.

Кавтарадзе Д.Н. В проблеме «Интернет и сознание» желательно видеть путь и выстраивать к нему правильный маршрут, а следовательно, необходимо включение дальнего света. Именно этот свет и является работой психологического факультета нашего Университета на протяжении четырех десятков лет. Раньше мы говорили: «рентгеновский аппарат – каждой семье!». Мы не знали о побочном влиянии на здоровье рентгена. Сейчас в Интернете речь именно об этом. Информационный гипноз постепенно проходит, и мы хотим понять, какой образ будущего поможет нам создать Интернет. Консолидирует или разъединит поколения? Пока чаще всего мы говорим о конкуренции.

Глобальная идентичность, которую мы получаем в Интернете, соответствует возможно нереализованной, но тем не менее, личностной идентичности. Так кто же все-таки мы? Мы теряем себя. Знание математики – это вовсе не знание формул – это умение ими пользоваться. Информация должна нас не обескураживать, не привлекать. Ее слишком много. Я хочу, прежде всего, не количества. Я хочу ее понимать. И поэтому необходима имитационная модель развития Интернета хотя бы в нашей отдельно взятой стране. Нам нужно предвидеть, предвосхитить и высветить потенциальные эффекты.

Леонова А.Б. Когда мы анализируем проявление стресса у активных компьютерных пользователей возраста 30-35 лет, то главными причинами становятся потеря значимости своей социальной позиции, потеря контактов, депрессивные настроения и т.д. 5-7 лет активной работы с новыми технологиями – и вы в группе риска. Это уже серьезная проблема.

Самосознание человека, так же как самосознание народа, определяется территорией бассейна той реки, рядом с которой он живет. Мы сидим на берегу новой и очень большой реки. Многое будет зависеть от нашего поведения: будем ли мы строить плотины и шлюзы, очистные сооружения и т.д., насколько сохраним в новой среде смысловые и ценностные ориентации.

Войскунский А.Е. Мы подбираемся к решению загадки: почему люди делают то, что они делают. К мотивации. Некоторые общие моменты в деятельности российских, французских, китайских хакеров и геймеров просматриваются. А если просматриваются – то можно думать об управлении, воздействии на мотивацию групп риска. Эти исследования в киберкультуре, к сожалению, ведутся сейчас очень малочисленной группой психологов.

Сейчас заговорили о новой Web-науке. Но не хватает практических аспектов деятельности. Нет системы выявления одаренных детей. Работники образования отказываются видеть в упертых компьютерных подростках одаренных детей. Нет системы обучения школьников моральному поведению в киберпространстве. Не ясны противопоказания применения виртуальной реальности. Нет системы помощи детям и взрослым, запутавшимся в своих идентификациях.

Сегодня каждый из нас может внести свою лепту в развитие Интернета: быть честным. Быть прямым. Быть самим собой.

Белинская Е.П. Способна ли новая технология породить в принципе новое культурное и психологическое содержание? Или средство остается средством, инструмент – инструментом? Насколько то, что происходит с активными пользователями Интернета, принципиально ново с точки зрения их мотивации, их познавательных процессов, их личностных идентификаций и т.д.? Или Интернет - это есть лишь экран, на который мы проецируем все то же самое, что в принципе давно не ново под луной – неизменную природу человека, те или иные закономерности социального развития? Мне кажется, что ответ на этот вопрос может быть получен только путем эмпирических исследований, которых сегодня немного, но они есть, причем разной дисциплинарной направленности. Есть социально-психологические, культурно-антропологические, психиатрические и т.д. работы. Если попытаться обратиться к психологической эмпирике вокруг Интернета, то один из вопросов – вопрос о специфике нового интернет-поколения. О специфике его коммуникаций, личностных особенностях, мировоззрении. Одной из ярких психологических особенностей интернет-коммуникаций, которая явно сказывается на поколении, является их низкая контекстуальность. Дело не в том, что быстро, необозримо много, анонимно, максимально управляемо (хочу – общаюсь, хочу – все выключаю), а в том, что опора на систему социальных ценностей очень слаба. И в этом - отдаленная психологическая проблема не одного поколения.

Не случайно речь зашла об интернет-поколении как о поколении земного шара. Они не принадлежны к тому или иному социальному контексту. В государственном, политическом, экономическом, культурном планах. И этому явлению нельзя поставить диагноз «хорошо» или «плохо». Скорее, «иначе». Например, когда мы исследовали специфику этической оценки определенных понятий активными пользователями Рунета, «свобода слова» - атрибут политической системы – воспринималась пользователями нового поколения только как собственная активность в интернет-коммуникациях. «Свобода слова – суть личное достояние человека» – мнение значительного большинства опрошенных. Для них свобода слова не рассматривалась ни в контексте политического процесса, ни общественных норм и ценностей, а являлось личным персональным достоянием. Только. Налицо излишняя персонофицированность, превалирование личностной доминанты в ущерб социальной.

Ениколопов С.Н. Исследуя агрессию вообще и в интернет-культуре в частности, мы в первую очередь ориентируемся на группы людей, постоянно «живущих» в Интернете, профессионалов и активных любителей. На сегодня можно констатировать, что они менее агрессивны, чем базовая отечественная культура. Группы, настораживающие более всего, – это педагоги и студенты. Педагоги оказались в центре агрессии со стороны государства, семьи, учеников и родителей. И они принимают ее, пропуская через себя. И зачастую транслируют далее. И в Интернет в частности. Вторая группа – это студенты, не воспринимающие Интернет как профессиональную среду, где они работают.

Интернет-культура бестелесна, анонимна, популярна, общедоступна, дает разные возможности для самопроявления. Сайты, связанные с ненавистью и агрессией, выявляют уязвленных людей, выплескивающих тотальный, неопредмеченный гнев на все. Потом они обнаруживают близкий по духу сайт, вступают в коммуникации, и тогда это может быть действительно опасным. Одна из серьезных проблем – это слабое исследование именно таких сайтов, виртуальные и реальные действия их посетителей. Кто и что стоит за этими сайтами – важные вопросы исследования.

От редакции

Выступления участников круглого стола содержали больше вопросительных интонаций. И чтобы решать проблемы, которые уже отчетливо ставит перед нами повседневность, необходимы усилия многих. В том числе – государственная поддержка развития психологической науки и исследований, развитие психологической службы для разных групп населения. Конечно, хотелось бы большей открытости профессиональных психологических исследований, их разнообразия, независимость от грантов и «заказов». Ведь по одному из «Законов Мерфи» «Действия профессионалов можно предсказать, но мир полон любителей». Любители сегодня в направлении «Интернет и сознание» идут вперед очень быстро. Важно, чтобы их уже кто-то ждал на просторах Интернета. Желательно профессионалы.

Материал подготовлен Алексеевой Е.В.

Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования".
октябрь-декабрь
"Интернет и сознание"

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::