| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Мы готовим учителей сегодня для работы завтра по учебникам, написанным вчера, на основе научных данных, сделанных позавчера. А впереди у выпускника педагогического вуза 20-30 лет работы. Так корреспонденту ИА «Росбалт» обрисовал современную картину подготовки учителей ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО Геннадий Бордовский.

— Сроки новой двухуровневой системы обучения – 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре — помогут снять с этой ситуации налет безнадежности?

- Почему-то никто не спрашивает сначала, каким должен быть современный учитель. Все сразу говорят о том, сколько лет его надо учить? Сначала надо поставить вопрос о том, каким он должен быть.

— Разве не ясно, что хороший учитель должен давать знания и формировать мировоззрение? И таких учителей вузы России готовили в немалом количестве. Как это удавалось делать?

- Удавалось, потому что высшая школа давала учителю не только узкие знания предмета, но и фундаментальные знания, связанные с фундаментальными науками, базисом, который лежал в основе многих индустриальных технологий. Менялись они не очень быстро. К тому же технологически мы вечно отставали. И это как-то гарантировало долговечность учительских знаний.

Сейчас ситуация резко изменилась. Информационные технологии стремительно меняются во всем мире. Как в этих условиях учить не только для сегодняшнего дня, но и на завтра? Не так давно группа ректоров Санкт-Петербурга выезжала в Финляндию, чтобы познакомиться с опытом работы университетов в разных городах этой страны. И вот в университете Турку мы узнали, что там готовят бакалавров всего за 3 года. После чего работодатели охотно берут их на работу. Охотнее, чем тех, которые учатся 4 года. Потому что лишний год в стенах вуза приводит к потере динамики приобретения знаний. Работодатель, получив выпускника, который научился за 3 года самостоятельно добывать знания, быстрее сделает из него полезного специалиста.

— Так что же тогда базовые знания для учителя?

- Со времен Аристотеля будущий учитель получал конкретные знания по физике, математике, истории, филологии и так далее. Как сейчас говорят, был «предметником». А сегодня глобальная информационная система сводит роль «предметника» к нулю. Тем более, что ученики свободно живут в этой информационной среде, неплохо в ней ориентируются, часто – лучше преподавателей. Потому сегодня педагогические вузы должны готовить не «предметников», а проводников в мире информации. Учитель должен владеть другими технологиями обучения. Ведь что происходит сегодня? Профессор – чтец своих лекций. Студент – слушатель, который эти лекции слушает, записывает, а на зачетах или экзаменах – воспроизводит. Довольны оба. Профессор испытывает чувство удовлетворения от того, что передал свои знания. А студент, что «сбросил» зачет или экзамен.

Надо существенно менять эту технологию. Профессор должен понимать, что нельзя из года в год читать однажды написанную лекцию. А студент должен знать, что приходит в вуз не в качестве пассивного слушателя, а в качестве активного самостоятельного добытчика знаний. Подготовка бакалавров и магистров как раз основана на таких новых технологиях. Конечная цель подготовки современного учителя – не только знание предмета, но и широкая компетенция в своей профессии. Допустим, будущий учитель-бакалавр готовится преподавать географию. Он должен не только сдать зачет по базовым знаниям, но и уметь самостоятельно искать и отбирать новые материалы по своей специальности. Словом, он должен быть активным, а не пассивным участником педагогического процесса. Это важно еще и потому, что рынок труда стал разнообразным настолько, что готовить всех по одной программе — значит ставить всех в сложные обстоятельства.

— Тем не менее, многие работодатели говорят, что им не нужны бакалавры, потому что они – недоучки.

- Бакалавр получает полноценное высшее образование и диплом о законченном высшем образовании. Бакалавр обладает знаниями, которые позволяют ему стать хорошим специалистом. А также самостоятельно и осознанно выбирать свой будущий жизненный маршрут и уровень профессиональной подготовки. Это может быть магистратура, обучение в другом вузе, обучение в своей стране или за рубежом. Допустим, бакалавр получил в педагогическом вузе физико-математическое образование. Дальше он начинает самостоятельно выбирать более узкий профиль: или математику, или физику, или астрономию. Кроме того, существует много профессий, который не имеют приставки «учитель». Например, директор школы – это, по сути, магистр управления образовательным учреждением. Или завуч – магистр управления учебными программами. Есть преподаватели школ профильных, творческих, коррекционных, с различными «уклонами», где особое внимание уделяется индивидуальности школьника. Кто хочет стать таким специалистом, может пойти в магистратуру. Это – другой уровень.

— Будут ли педагогические вузы втискивать стандартную программу 5 лет в 4 года?

- Ни педагогические, ни любые другие не должны этого делать. Иначе мы приведем всю систему высшего образования в катастрофическое состояние. Задача иная – изменить технологии обучения. В нашем университете мы начали вводить эти новые технологии с 90-х годов. Было много энтузиастов и сторонников, но и много противников. Потому что понадобилось «перепахать» все, начиная с библиотек.

Ведь что такое библиотека в обычном понимании? Это хранилище книг. А надо сделать ее электронным информационным центром. Для этого мы подключили библиотеку РГПУ ко всем крупным библиотекам страны, например, к Библиотеке имени Ленина, к библиотекам ведущих вузов, и даже к библиотеке Конгресса США. И наш будущий бакалавр должен искать знания в этой «паутине», а не пассивно заучивать лекцию. Так он сможет получать новые знания на новых скоростях обучения. Так его образование становится динамичным.

— Предлагаете отменить лекции?

- Лекционная система останется, но она не будет главной.

— Какие технологии ее заменят?

- Надо менять структуру аудиторного фонда. Сегодня это проблема, потому что надо иметь большое количество компьютерных мест. Надо организовать малые группы по 2-3 студента в каждой и переходить на диалоговый режим обучения. Профессор дает узловые проблемы, показывает их противоречия, а студент должен либо опровергнуть их, либо подтвердить, опираясь на информацию, которую он самостоятельно добыл в сети. При такой технологии обучения четко очерчена роль каждого ее участника: профессор – автор программы, отвечающий за ее качество; доцент – главный оценщик результатов обучения; ассистент – ежедневный помощник студента. Сейчас же эти роли часто не имеют своих границ со всеми вытекающими из этого последствиями для качества обучения.

При такой системе оказывается, что профессор вынужден активно работать перед каждым занятием, а не читать из года в год однажды написанную лекцию. И вообще выясняется, что преподавателей надо не так много. Словом, речь идет не о том, чтобы втиснуть программы в сокращенное время, а о том, чтобы динамично преподавать классические и новые знания.

— Сколько факультетов РГПУ готовит сегодня бакалавров?

- Бакалавров готовят все факультеты. Это очень сложная организационная и психологическая работа. Ее успех во многом зависит и от финансовых ресурсов.

— РГПУ, как известно, стал одним из победителей конкурса инновационных проектов . В этом документе, который вуз готовил вчера, учтены ли на завтра проблемы «бакалавр-магистр»?

- Мы предполагаем значительную часть средств использовать на внедрение новых технологий обучения, приобретение программного обеспечения и другие цели, которых надо достичь для модернизации обучения.

Источник: "РОСБАЛТ"

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::