| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

1.11.2008

ШКОЛА ОЛИМПИАД

Начинается учебный год. В российских школах будет учиться на четыреста тысяч меньше детей, чем в 2007-2008-м: наступает демографический провал. Зато в вузах станет чуть больше студентов: 7 460 000 человек (в прошлом учебном году их было 7 310 000). Вузов при этом в скором времени может оказаться на порядок меньше. Из 1100 (это не считая филиалов), по мнению министра образования Андрея Фурсенко, надо оставить всего 150-200! Так министр надеется улучшить качество преподавания. Значит, и поступить будет так же трудно, как теперь в театральные вузы.

С этого учебного года у школьников и их родителей - новая головная боль: чтобы попасть в вуз без экзаменов, теперь необходимо стать призером одной из престижных предметных олимпиад. Это гораздо важнее, чем набирать высокие баллы по ЕГЭ. О том, что это за олимпиады, и какими льготами смогут воспользоваться их призеры, говорили на первом заседании Российского совета олимпиад школьников, проходившем под председательством главы Союза ректоров России и ректора МГУ Виктора Садовничего.

Олимпиады - это альтернатива ЕГЭ

Совершенно очевидно, что предоставление льгот при поступлении в вуз призерам олимпиад изначально было придумано ректорами как способ ограничить монополию ЕГЭ. "По сути эти льготы - альтернатива ЕГЭ? По результатам олимпиад в вузы должны отбираться десять-пятнадцать процентов лучших абитуриентов страны", - заявил Виктор Садовничий на заседании Совета олимпиад.

Уже не первый год победителей Всероссийских олимпиад школьников без экзаменов обязаны брать к себе лучшие вузы России (на заседании Совета олимпиад о них речь не шла). Но с будущего года количество интеллектуальных испытаний, дающих такую бесценную льготу, будет увеличено в разы, и не очень понятно, кто еще, кроме их победителей, сможет претендовать на бюджетные места. Уже в этом году, практически все места на некоторых факультетах МГУ, были заняты исключительно призерами "всероссийки". Это замечательно, но, согласитесь, что не все талантливые дети участвуют в олимпиадах, не все, даже очень способные, быстро думают. Однако с 2009-го года у них практически не останется шансов учиться на бюджете.

В общем-то, можно предположить, что скоро сами ректоры взвоют от такой ситуации. Это, несмотря на то, что учить сильных студентов приятней, чем слабых. Наверняка, появятся и дорогие вузовские курсы подготовки к олимпиадам (так же, как уже появились курсы подготовки к ЕГЭ и егэшные репетиторы).

И еще опасность: цена вопроса (это - поступление в вуз) так высока, что олимпиады рискуют стать очередным объектом коррупции (подробнее об этом читайте в интервью с Виктором Садовничим "Я не думаю, что коррупция здесь возможна...").

Три уровня

Итак: каждый год будет формироваться список олимпиад школьников, предоставляющих льготы при поступлении. В этом году была подана двести тридцать одна заявка. По словам Виктора Садовничего, стопка возвышалась на пять метров. Поскольку почти каждая из этих олимпиад проводится по нескольким предметам, в целом получилось, что таких заявок - тысяча двести.

Работало восемнадцать комиссий. Пятнадцать из них возглавляют академики и членкорры РАН. В выборе лучших олимпиад участвовало пятьсот выдающихся ученых.

В итоге в списке осталось сто шесть олимпиад, которые были разделены на три уровня - по количественным и качественным показателям. По словам заместителя министра образования Исаака Калины, главное - сохранить высокое качество олимпиадных заданий, но при этом необходимыми являются количественные показатели - сколько человек из скольких субъектов РФ участвуют в интеллектуальных испытаниях.

И потому, к испытаниям первого уровня поначалу были отнесены олимпиады, в которых участвуют не менее трех тысяч детей из не менее чем тридцати регионов страны. Таких - двадцать семь.

К олимпиадам второго уровня (их - восемь) - те, в которых принимают участие не менее полутора тысяч человек из пятнадцати субъектов РФ.

А к олимпиадам третьего уровня (их - восемьдесят одна) согласились причислить испытания, в которых соревнуются не менее трехсот школьников из трех регионов страны.

Что означают эти уровни для вуза? А вот что: если "Шаг в будущее" (олимпиада, которую проводит МГТУ имени Баумана) отнесена к первому уровню, это означает, что Бауманка обязана принимать к себе и победителей всех остальных олимпиад первого уровня. Или: если математическая олимпиада МГУ "Ломоносов" приравнена к первому уровню, то МГУ должен принимать без экзаменов победителей всех других математических олимпиад первого уровня.

Впрочем, точные цифры и списки будут скорректированы к первым числам сентября. Дело в том, что на Совете олимпиад были высказаны замечания по поводу количественных параметров в ущерб качественным. Так, знаменитая Московская математическая олимпиада охватывает "всего" десять регионов, но по своему авторитету и качеству вполне может претендовать на олимпиаду первого уровня. А такая эмгэушная олимпиада, как "Турнир Ломоносова", которая по числу участников (16749) и количеству регионов (38) должна быть причислена к первому эшелону, по уровню задач таковой не является. Она - массовая и преследует совсем другие цели. По ней без экзаменов принимать, например, в МГУ не стоит.

На заседании Совета многие говорили об одной странности: среди олимпиад - только одна относится к сфере социальных и гуманитарных наук. Отклонены заявки МГУ и Высшей школы экономики по "психологии". Ректор "Вышки" Ярослав Кузьминов (а его поддержали академик Александр Чубарьян, Виктор Садовничий и министр Фурсенко) предложил объединиться нескольким крупнейшим вузам и проводить совместные олимпиады по гуманитарным предметам. Таким образом можно избежать узковедомственного подхода, составлять совместные задания. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов, предложил включить в список межвузовскую олимпиаду по "праву".

ЕГЭ нужно проводить только в 9-м классе

Всем известно, что ректоры вузов и школьные учителя негативно относятся к ЕГЭ. Вот и на этом Совете многие говорили о том, что олимпиады гораздо успешней способны выявлять талантливых ребят, чем Единый экзамен. Министр Андрей Фурсенко одобрил идею, высказанную на Совете знаменитым педагогом Леонидом Мильграмом, о том, что ЕГЭ должен проводиться только после 9-го класса. То есть, Фурсенко высказался осторожней: "это неплохая идея". По признанию министра, механизм олимпиад позволяет лучше, чем ЕГЭ определить, кто может заниматься наукой, а кто - нет.

Но, по мнению Андрея Фурсенко, чисто количественный подход к выбору уровней олимпиад (их массовость) может нивелировать качество. Требование, чтобы в олимпиадах участвовало как можно больше регионов правильное, но трудно назвать тридцать регионов, где по-настоящему занимаются фундаментальными исследованиями. Поэтому министр предложил, чтобы к олимпиадам первого уровня были отнесены те, в которых участвую дети из не менее, чем пятнадцати (а не тридцати регионов); к олимпиадам второго уровня - из не менее, чем десяти или восьми... То есть, сделать количественные критерии помягче, понизив их.

А вообще-то через год нужно будет многое скорректировать.

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

Источник: RUSS.ru

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::