1.11.2008
ШКОЛА ОЛИМПИАД
Начинается учебный год. В российских школах будет учиться на четыреста
тысяч меньше детей, чем в 2007-2008-м: наступает демографический провал.
Зато в вузах станет чуть больше студентов: 7 460 000 человек (в прошлом
учебном году их было 7 310 000). Вузов при этом в скором времени может
оказаться на порядок меньше. Из 1100 (это не считая филиалов), по мнению
министра образования Андрея Фурсенко, надо оставить всего 150-200! Так
министр надеется улучшить качество преподавания. Значит, и поступить будет
так же трудно, как теперь в театральные вузы.
С этого учебного года у школьников и их родителей - новая головная боль:
чтобы попасть в вуз без экзаменов, теперь необходимо стать призером одной
из престижных предметных олимпиад. Это гораздо важнее, чем набирать
высокие баллы по ЕГЭ. О том, что это за олимпиады, и какими льготами
смогут воспользоваться их призеры, говорили на первом заседании
Российского совета олимпиад школьников, проходившем под председательством
главы Союза ректоров России и ректора МГУ Виктора Садовничего.
Олимпиады - это альтернатива ЕГЭ
Совершенно очевидно, что предоставление льгот при поступлении в вуз
призерам олимпиад изначально было придумано ректорами как способ
ограничить монополию ЕГЭ. "По сути эти льготы - альтернатива ЕГЭ? По
результатам олимпиад в вузы должны отбираться десять-пятнадцать процентов
лучших абитуриентов страны", - заявил Виктор Садовничий на заседании
Совета олимпиад.
Уже не первый год победителей Всероссийских олимпиад школьников без
экзаменов обязаны брать к себе лучшие вузы России (на заседании Совета
олимпиад о них речь не шла). Но с будущего года количество
интеллектуальных испытаний, дающих такую бесценную льготу, будет увеличено
в разы, и не очень понятно, кто еще, кроме их победителей, сможет
претендовать на бюджетные места. Уже в этом году, практически все места на
некоторых факультетах МГУ, были заняты исключительно призерами
"всероссийки". Это замечательно, но, согласитесь, что не все талантливые
дети участвуют в олимпиадах, не все, даже очень способные, быстро думают.
Однако с 2009-го года у них практически не останется шансов учиться на
бюджете.
В общем-то, можно предположить, что скоро сами ректоры взвоют от такой
ситуации. Это, несмотря на то, что учить сильных студентов приятней, чем
слабых. Наверняка, появятся и дорогие вузовские курсы подготовки к
олимпиадам (так же, как уже появились курсы подготовки к ЕГЭ и егэшные
репетиторы).
И еще опасность: цена вопроса (это - поступление в вуз) так высока, что
олимпиады рискуют стать очередным объектом коррупции (подробнее об этом
читайте в интервью с Виктором Садовничим "Я не думаю, что коррупция здесь
возможна...").
Три уровня
Итак: каждый год будет формироваться список олимпиад школьников,
предоставляющих льготы при поступлении. В этом году была подана двести
тридцать одна заявка. По словам Виктора Садовничего, стопка возвышалась на
пять метров. Поскольку почти каждая из этих олимпиад проводится по
нескольким предметам, в целом получилось, что таких заявок - тысяча
двести.
Работало восемнадцать комиссий. Пятнадцать из них возглавляют академики и
членкорры РАН. В выборе лучших олимпиад участвовало пятьсот выдающихся
ученых.
В итоге в списке осталось сто шесть олимпиад, которые были разделены на
три уровня - по количественным и качественным показателям. По словам
заместителя министра образования Исаака Калины, главное - сохранить
высокое качество олимпиадных заданий, но при этом необходимыми являются
количественные показатели - сколько человек из скольких субъектов РФ
участвуют в интеллектуальных испытаниях.
И потому, к испытаниям первого уровня поначалу были отнесены олимпиады, в
которых участвуют не менее трех тысяч детей из не менее чем тридцати
регионов страны. Таких - двадцать семь.
К олимпиадам второго уровня (их - восемь) - те, в которых принимают
участие не менее полутора тысяч человек из пятнадцати субъектов РФ.
А к олимпиадам третьего уровня (их - восемьдесят одна) согласились
причислить испытания, в которых соревнуются не менее трехсот школьников из
трех регионов страны.
Что означают эти уровни для вуза? А вот что: если "Шаг в будущее"
(олимпиада, которую проводит МГТУ имени Баумана) отнесена к первому
уровню, это означает, что Бауманка обязана принимать к себе и победителей
всех остальных олимпиад первого уровня. Или: если математическая олимпиада
МГУ "Ломоносов" приравнена к первому уровню, то МГУ должен принимать без
экзаменов победителей всех других математических олимпиад первого уровня.
Впрочем, точные цифры и списки будут скорректированы к первым числам
сентября. Дело в том, что на Совете олимпиад были высказаны замечания по
поводу количественных параметров в ущерб качественным. Так, знаменитая
Московская математическая олимпиада охватывает "всего" десять регионов, но
по своему авторитету и качеству вполне может претендовать на олимпиаду
первого уровня. А такая эмгэушная олимпиада, как "Турнир Ломоносова",
которая по числу участников (16749) и количеству регионов (38) должна быть
причислена к первому эшелону, по уровню задач таковой не является. Она -
массовая и преследует совсем другие цели. По ней без экзаменов принимать,
например, в МГУ не стоит.
На заседании Совета многие говорили об одной странности: среди олимпиад -
только одна относится к сфере социальных и гуманитарных наук. Отклонены
заявки МГУ и Высшей школы экономики по "психологии". Ректор "Вышки"
Ярослав Кузьминов (а его поддержали академик Александр Чубарьян, Виктор
Садовничий и министр Фурсенко) предложил объединиться нескольким
крупнейшим вузам и проводить совместные олимпиады по гуманитарным
предметам. Таким образом можно избежать узковедомственного подхода,
составлять совместные задания. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов, предложил
включить в список межвузовскую олимпиаду по "праву".
ЕГЭ нужно проводить только в 9-м классе
Всем известно, что ректоры вузов и школьные учителя негативно относятся к
ЕГЭ. Вот и на этом Совете многие говорили о том, что олимпиады гораздо
успешней способны выявлять талантливых ребят, чем Единый экзамен. Министр
Андрей Фурсенко одобрил идею, высказанную на Совете знаменитым педагогом
Леонидом Мильграмом, о том, что ЕГЭ должен проводиться только после 9-го
класса. То есть, Фурсенко высказался осторожней: "это неплохая идея". По
признанию министра, механизм олимпиад позволяет лучше, чем ЕГЭ определить,
кто может заниматься наукой, а кто - нет.
Но, по мнению Андрея Фурсенко, чисто количественный подход к выбору
уровней олимпиад (их массовость) может нивелировать качество. Требование,
чтобы в олимпиадах участвовало как можно больше регионов правильное, но
трудно назвать тридцать регионов, где по-настоящему занимаются
фундаментальными исследованиями. Поэтому министр предложил, чтобы к
олимпиадам первого уровня были отнесены те, в которых участвую дети из не
менее, чем пятнадцати (а не тридцати регионов); к олимпиадам второго
уровня - из не менее, чем десяти или восьми... То есть, сделать
количественные критерии помягче, понизив их.
А вообще-то через год нужно будет многое скорректировать.
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
Источник: RUSS.ru
|